primary logosecondary logo

Развитие экспериментального метода в России до 1917 г.

?
РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО МЕТОДА В РОССИИ ДО 1917 г.
Тараскина Наталья Викторовна
Пермский Государственный Национальный Исследовательский Университет
Психология (бакалавриат), 1 курс
nata.taraskina2016@yandex.ru
Согласно определению, данному в пособии «Общая характеристика
экспериментальных

и

не

экспериментальных

методов

в

психологии»,

экспериментальный метод (психологический эксперимент) – это способ
проведения

исследования,

предполагающий

возможность

активного

вмешательства экспериментатора в деятельность испытуемого с целью
создания условий, отчетливо выявляющих психологический факт. Спецификой
экспериментального метода является: организация специальных условий
деятельности и их изменения в ходе исследования [1, c.4].
Октябрьская революция 1917 года радикально изменила ход отечественной
науки, повлияла на жизнь тысяч российских учёных. В этом году началась
глобальная перестройка всей системы науки, начались репрессии, пережить
которые смогли не все институты, лаборатории и учёные. Поэтому чтобы
проследить первоначальный ход развития экспериментального метода, возьмём
временной промежуток с 1850 года (приблизительного года становления
экспериментального метода как полноценного метода психологии) до 1917
года, когда начались значительные социальные потрясения.
Развитию экспериментального метода в Европе положили начало
немецкие учёные В.М. Вундт и Г. Фехнер. Их работы были начаты из
совершенно противоположных истоков, но к методу эксперимента пришли оба
учёных. В отличие от развития экспериментального метода в России, Европа
сделала рывок на два десятилетия быстрее.
В.М. Вундт (1832–1920) был врачом, физиологом и психологом,
основателем экспериментальной психологии. Уже в своей первой книге