primary logosecondary logo

Психофизическая проблема и подходы к ее решению в ведущих психологических школах во второй половине ХХ века

?
ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА И ПОДХОДЫ К ЕЕ РЕШЕНИЮ
В ВЕДУЩИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ШКОЛАХ
ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА
Кривулина Александра Андреевна
Пермский Государственный Национальный Исследовательский Университет
Психология (бакалавриат), 1 курс
krevulena@gmail.com
Материалистический взгляд на психику, зародившийся в представлениях
древних философов, все более утверждался в научном и обыденном сознании и
в настоящее время многие ведущие отечественные ученые, в частности Ю.Б.
Гиппенрейтер, считают его аксиомой, поскольку вряд ли можно всерьез
подвергать сомнению связь между «мозгом» и «психикой».
Ю.Б. Гиппенрейтер считает, что на изучение «физиологических основ»
психики, или «физиологических механизмов» психики, направлены усилия
представителей многих, дисциплин: медицины, физиологии, психофизиологии,
нейропсихологии и др. На этот счет накоплен уже Монблан фактов, и их число
продолжает умножаться. Однако и в наши дни продолжает дискутироваться
одна проблема, которая имеет не конкретно-научный, а методологический
характер. В истории естествознания она получила название психофизическое, а
с конца XIX в. – психофизиологической проблемы. Эти два названия
употребляются и сейчас как синонимы [1]. Психофизиологическую проблему
обычно рассматривают как частный случай проблемы психофизической [4].
Психофизиологическая проблема – вопрос об активном системном
взаимодействии тела и психики человека. Исторически сложившийся научный
спор о роли тела и психики в жизни человека, а также их взаимосвязи. Тогда
как психофизическая проблема – принадлежность каждого психического
процесса конкретному индивиду, в жизнь которого он включается как
переживание, и отношение его к внешнему предметному миру, который он