Часть III. В поисках новых перспектив между государственной нацией и другими жителями колониального государства, а господствующей моделью мемориального нарратива становится образ неуклонного прогресса (в том числе и про50 странственного) нации» . В целом, историческая память общества формируется во взаимодействии государства, политических сил, социальных групп и экспертного сообщества. Как правило, исследователи отмечают многослойный характер современной исторической памяти. В книге А.С. Святославского «История России в зеркале памяти. Меха51 низмы формирования исторических образов» сделана попытка масштабного обобщения. В ней последовательно рассматривается мемориальная культура Древней Руси, Московского царства, Российской империи, Февральской революции, Советского Союза и постсоветской эпохи. Работа посвящена истории форм коммеморации, отражающей смену парадигм памяти на протяжении многих веков и воплощенной в монументах и некрополях. И речь идет не об однозначном господстве той или другой парадигмы, а скорее о соперничестве или «переплетении» разных парадигм: так, период Древней Руси и Московского царства был временем формирования церковно-православной и народно-бытовой парадигм памяти; для имперской эпохи было характерно смешение классицистической и церковно-православной парадигм; в советскую эпоху установка на инновационность культуры вступала в противоречие с формами коммемораций, унаследованных от имперской эпохи; наконец, современное монументальное искусство характеризуется «причудливым сплетением» православных, античных, советских и различ52 ных модернистских форм . Большинство исследователей признает, что понять историческую память советского периода — означает осмыслить, что пред50 Аникин Д.А. Национальная память в контексте постколониализма // Всемирная история и новые вызовы исторической науки: национальные, транснациональные и интернациональные подходы: Тезисы международной научной конференции / Отв. ред. М.А. Липкин. М.: ИВИ РАН, 2016. С. 5-10. 51 Святославский А.В. История России в зеркале памяти. Механизмы формирования исторических образов. М.: «Древлехранилище», 2013. 592 с. 52 Святославский А.В. “Советский”: Реальность или симулякр? (о корреляции понятий “советский” / “русский” в аспекте культурной идентичности) // Диалог со временем. 2016. Вып. 54. С. 150-180 (цит.: с. 160). 294