74 МИГРАЦИОННАЯ ЛИНГВИСТИКА В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЕ се усвоения языка и совершенствуется всю жизнь, по мере пополнения им знаний о правилах и нормах языка, новых словах, значениях, по мере совершенствования навыков коммуникации в различных сферах, по мере усвоения новых языков» [Стернин, 2002, с. 89]. Такое понимание отражает связь изучения концепта «миграция» в языковом сознании носителей русского языка с когнитивным подходом к миграционному дискурсу в целом, который мы рассматриваем как когнитивный процесс, обеспечивающий хранение и передачу знания, связанного с миграционными процессами. Языковое сознание «позволяет уточнить представления об образах сознания, ассоциированных с телами языковых знаков и обычно называемых в лингвистике лексическими значениями, расширить наши знания о динамике развития значений слов в онтогенезе, сформировать более адекватное понимание процесса языкового общения» [Уфимцева, 2011, с. 4]. Языковое сознание также определяется как «образы сознания, овнешняемые языковыми средствами – отдельными лексемами, словосочетаниями, фразеологизмами, текстами, ассоциативными полями и ассоциативными тезаурусами как совокупностью этих полей» [Тарасов, 2000, с. 3]. Языковое сознание напрямую связано с реконструкцией фрагмента действительности, в нашем исследовании изучение языкового сознания носителей русского языка позволяет отразить актуальную языковую картину мира, формируемую процессами миграции. Под картиной мира понимается «система интуитивных представлений о реальности» [Руднев, 1997, с. 127] или «упорядоченная совокупность знаний о действительности, сформировавшаяся в общественном (а также групповом, индивидуальном) сознании» [Попова, Стернин, 2007а, с. 51]. Учитывая выбранный метод исследования, нами изучается языковая картина мира как «отраженное в языке и выраженное с помощью языка упорядоченное представление об устройстве окружающей реальности» [Караулов, Филиппович, 2009, с. 161]. Концепт мы рассматриваем как элемент языковой картины мира. КОМПОНЕНТНАЯ И ПОЛЕВАЯ СТРУКТУРА КОНЦЕПТА Структура концепта изменчива, это объясняется его активной динамической ролью в процессе мышления – он все время функционирует, актуализируется в разных аспектах, взаимодействует с другими концептами, семантическое наполнение концепта может расширяться или сужаться в зависимости от экстралингвистических факторов. Концепт является сложной структурой, с одной стороны, к ней принадле-