МОНОГРАФИЯ 75 жит «все то, что принадлежит строению понятия», а с другой стороны, в структуру концепта входит «все то, что делает его фактом культуры», а именно этимология, история, современные ассоциации, оценки и другое [Степанов, 2004, с. 43]. Такой подход подтверждает, что структуру концепта можно разработать на основе материала, полученного в результате проведения ассоциативного эксперимента. Структура концепта представляется в виде нескольких «слоев»: активный слой, то есть концепт существует для всех носителей языка, включается в структуру общения и мыслительные процессы; дополнительный слой, который актуализируется только в определенных социальных группах; слой внутренней формы [там же, с. 48]. В концепте выделяется понятийный компонент, включающий основные признаки и словарные дефиниции, образный компонент, состоящий из когнитивных метафор и значимостный компонент, включающий этимологические, ассоциативные характеристики концепта, определяющие его место в языке [Воркачев, 2004]. Метод ассоциативного эксперимента позволяет изучать активный слой или значимостный компонент концепта. В нашей работе мы придерживаемся взгляда на структуру концепта, предложенного З.Д. Поповой и И.А. Стерниным, которые выделяют следующие компоненты: 1) образный компонент, в который входят перцептивный образ и когнитивный или метафорический образ, то есть образные характеристики концептуализируемого предмета или явления; 2) информационный компонент, включающий минимум когнитивных признаков, определяющих наиболее существенные черты концепта. К информационному компоненту относится содержание словарных дефиниций, из которых исключаются случайные, необязательные и оценочные; 3) интерпретационное поле концепта, состоящее из множества когнитивных признаков, которые в том или ином аспекте интерпретируют основное информационное содержание концепта, некоторое выводное или оценивающее знание [Попова, Стернин, 2007б, с. 77−78]. Таким образом, нами моделируется интерпретационное поле концепта «миграция» на базе ассоциативного поля. Обращение к теории поля представляется весьма эффективным, так как в понятии «поле» воплощается идея о лексической системности в языке, а системность или упорядочение знаний является неотъемлемой частью организации мира. Термин «поле» определяется как «совокупность языковых единиц, объединённых общностью содержания и отражающих понятийное, предметное или функциональное