1.1. ИСТОРИЯ ЭМБРИОЛОГИИ 1.1.1. АНТИЧНАЯ ЭМБРИОЛОГИЯ В основе любых научных представлений, в том числе и эмбриологических, всегда лежат каждодневные эмпирические наблюдения многочисленных безвестных талантливых людей за окружающей природой и самими собой. В донаучный период эти наблюдения легли в основу мировоззрения, определили ряд традиций, породили много легенд и мифов. Некоторые достоверные сведения о размножении и развитии наиболее знакомых человеку организмов были накоплены еще в древние времена в Китае, Индии, Египте, Двуречье. Технология искусственной инкубации птичьих яиц существовала уже во втором тысячелетии до новой эры. Но только в Древней Греции около VI в. до н. э. были заложены теоретикофилософские основы естественных наук. Учение о развитии природы и организмов занимало одно из главных мест в творениях первых греческих философов – Фалеса, Гераклита, Эмпедокла, Анаксагора (VI–V вв. до н. э.). В античный период формируется одно из первых выстроенных представлений о развитии – так называемый пангенез. Его философское обоснование дали Левкипп, Демокрит, Эпикур в рамках так называемого атомизма. Согласно этим представлениям, любые окружающие нас тела состоят из вечных и неизменных атомов (как известно, сам термин означает «неделимый», так как атомы действительно считались последними, далее неделимыми структурными единицами окружающего). В живых телах они (атомы) являются носителями жизненных функций. Причиной всех изменений – и развития организмов в том числе – является соединение и разъединение таких атомов. Следовательно, в природе ничего не может возникнуть заново, а лишь происходит перекомбинация существующего. Первые отчётливые знания в области эмбриологии принято связывать с именем Гиппократа (около 460–370 до н. э.), о личности которого мы не знаем почти ничего достоверного. Помимо многочисленных данных о размножении и развитии организмов, в приписываемых ему трудах содержатся высказывания, которые могут считаться первой научной теорией формообразования. Гиппократ предполагал, что зародыш строится под действием «внутреннего огня». Части, более податливые этому огню, выгорают, и на их месте образуются полости. Другие части под его воздействием лишь ссыхаются и уплотняются, и из них получаются стенки полостей. Конечно, в данном случае не имеется в виду огонь как конкретное физическое явление, а как одна из так называемых стихий или элементов (лат. elementa – «первовещество»; от др.-греч. στοίχος – «члены ряда», т. е. первоначально «буквы алфавита») в античной и средневековой натурфилософии. Огонь – как одно из состояний единой первоматерии наряду с воздухом, землёй и водой. 6