Бесполое размножение. Значительная часть лихенизированных грибов (примерно 60%) формируют конидиальные анаморфы. Конидии, разнообразные по величине и форме, образуются в органах пикнидиях. Роль конидий у лишайников до сих пор дискутируется. Имеются представления о том, что некоторые конидии могут функционировать как спермации. Некоторые же исследователи считают их структурами бесполого размножения. Однако ни одна из этих точек зрения не имеет убедительных подтверждений. Половое размножение у лишайников свойственно только микобионту. В результате полового процесса на слоевищах лишайников образуются плодовые тела, дающие споры много лет. Плодовые тела лихенизированных аскомицетов принципиально не отличаются от нелихенизированных грибов. Большинство лихенизированных грибов относится к аскогимениальным грибам, и их плодовые тела развиваются так же, как и у нелихенизированных грибов. Большинство лишайников образуют плодовые тела (аскомы) открытого типа – апотеции. Реже встречаются перитеции – плодовые тела полузакрытого типа, более или менее погружённые в слоевище лишайника (закрытые плодовые тела клейстотеции у лишайников не обнаружены). Форма, строение и размеры спор лишайников весьма разнообразны. Освободившиеся из сумок споры прорастают, образуя на поверхности субстрата сеть из гиф. Если они не встретят соответствующую данному микобионту водоросль, то вскоре погибают. Однако некоторое время гифы могут существовать за счёт любых встреченных ими водорослей, но образовать с ними новое слоевище лишайника не могут. При встрече с подходящим фотобионтом гифы оплетают его и заставляют усиленно делиться. Только после увеличения биомассы фотобионта до необходимого количества начинается длительный процесс дифференциации слоевища. Плодовые тела лихенизированных базидиомицетов также мало отличаются от нелихенизированных грибов. Некоторые виды имеют плодовые тела (базидиомы) с развитой шляпкой и ножкой. Заметим, что у большинства базидиальных лишайников нет соредий и изидий. Вновь позволим себе напомнить о двух уже не соответствующих современности, но сохраняющихся традициях: 1) под названием учебной дисциплин «Биология размножения и развития» подразумевать прежде всего эмбриологию животных; 2) по-прежнему часто следовать Ламарковой традиции противопоставления растений и животных как основы систематики (при том что понятие «растение» последнее время, похоже, также потеряло свою прежнюю универсальность). Поэтому, невольно следуя этим традициям, сравнивая животных и растения, необходимо отметить, что последние обладают несравненно большим, чем животные, разнообразием циклов развития (жизненных циклов). 128