[132, 59, 23, 137, 126]. Значительный вклад в развитие инновационной теории в XX–начале XXI века внесли К. Фримэн, А. Клайнкнехт, Б. Лундвалл, А. Тойнби, Ф. Бродель, А. Шлезингер-мл [159, 55, 162, 128, 24, 145]. Особое место в развитии теории инноваций в конце ХХ века занимают отечественные ученые А. Анчишкин, С. Глазьев, Ю. Яковец [10, 32, 151] и др. К определению понятия «инновация» обращались за последнее столетие многиеисследователи. В приложении А сосредоточены трактовки понятия «инновация» экономистами XXи XXIвека. Большинство ученых характеризуют инновацию какуникальный товар в овеществлённой форме: продукт или услугу. Такого подхода придерживаются П. Друкер, К. Найт, В.Я. Горфинкель, С.А. Агарков, Н.П. Иващенко [7]. Кроме того, такой же подход к содержанию понятия «инновация» отражен в ФЗ РФ №254 [1]. Б. Санто, Б. Твисс, Я. Кук и П. Майерс, М. Додксонопределяют инновациюкак процесс или деятельность, продуктом которых становятся новые или значительно усовершенствованные товары или услуги. Авторы Национального доклада об инновациях в РФ от 2015 г. тоже отождествляют инновацию с процессом [87]. Анализ трактовок, представленных в приложении А, позволил показать развитие этого понятия во временной ретроспективе, что отражено на рисунке 1.1. Как следует из рисунка, до конца XIX века не было серьезных исследований, касающихся понятия «инновация». Сконца XIX века до 30-х годов XX века под инновацией понималось создание нового продукта, услуги, технологии. Толкование инновации как процесса начинается с 40-х годов XX века в трудах Б. Твисса. С середины 70-х годов экономисты трактуют понятие «инновация» как продукт и процесс одновременно. Современные ученые под инновацией понимают и продукт, и результат, и процесс, и деятельность. В частности, к таким выводам пришла Т. Ю. Ковалева, представляя в своем исследовании подходы к определению инновации. В нем инновациятрактуется как любое изменение (Шумпетер, Витфилд, Найт), процесс (Хартман, Санто), результат (Лемерль), средство (Друкер) [56, с.189]. Таким образом, согласно результатам проведенного теоретического анализа, на сегодняшний день в современной экономической литературе сформировались три основных подхода к определению инновации. Первый подход – результатный (объектный). Он предполагает концентрацию внимания на итогах инновационного процесса. Здесь инновации выступают как конечный результат, внедренный в объект. Одним из достоинств этого подхода является возможность оценки того, насколько эффективно организации внедряют новшества. Главным недостатком этого подхода является недо9