Условно теории международной торговли подразделяются на три группы: – теории абсолютных и сравнительных преимуществ (А. Смит, Д. Рикардо); – факторные теории (Хекшер – Олин, Самуэльсон, Леонтьев и др.); – теории, допускающие значительную роль случайного фактора; теории внешнеторгового мультипликатора, теория фирмы, теория международной конкурентоспособности (Кругман, Обстфельд, Сакс, Ларрен, Портер и др.). Критерии рациональности развития мировой торговли и ее выгод сформулировал А. Смит в концепции абсолютных преимуществ, под которыми понимается способность страны производить товар с меньшими производственными затратами, чем это делается в других странах. В теории А. Смита доказывается, что страна должна экспортировать те товары, затраты на производство которых у нее ниже, чем за рубежом, т. е. по ним она имеет абсолютное преимущество, и импортировать те товары, в производстве которых она такими преимуществами не обладает, т. е. издержки производства по ним выше, чем в других странах. Но данная теория не дает ответа на вопрос, возможно ли участие в международной торговле тех стран, которые не располагают никакими абсолютными преимуществами. Решение этой проблемы было найдено Д. Рикардо, который сформулировал базовые положения теории сравнительных преимуществ. Основной теоретический тезис – страна, имеющая абсолютное преимущество по всем товарам, должна специализироваться на экспорте продукции, в производстве которой она имеет наибольшее абсолютное преимущество. Страна, не обладающая абсолютным преимуществом в производстве ни одного из товаров, должна специализироваться на экспорте продукции, в производстве которой ее абсолютные не преимущества являются наименьшими. Главный вывод Д. Рикардо состоит в том, что международная торговля является выгодной для всех ее участников. В теориях абсолютных и сравнительных преимуществ исходным пунктом было предположение о том, что полностью мобильными факторами производства являются труд и капитал. Но в реальной жизни в производстве товаров задействовано больше факторов. 101