их содержание в переводе на русский язык. Вошедшие в нее тексты отражают ту часть народных представлений, которая относится к т. н. «низшей мифологии», или демонологии. Демонологические персонажи в фольклоре комипермяков. Народная демонология – обширная область мифологических верований, включающая представления о персонажах с демоническими свойствами; демонологические функции, приписываемые то одному, то другому существу или упоминаемые вне связи с конкретным мифологическим персонажем (что-то водит, мерещится, морочит); мифологические мотивы, также не связанные иногда с конкретными демонологическими существами (добывание клада); наконец, мифологическую лексику, народную терминологию и фразеологию, получающую у носителей традиции демонологическую интерпретацию [Виноградова, Левкиевская 2010: 16–17]. Представленные в этой книге тексты сгруппированы по персонажному принципу и могут быть отнесены к трем основным разделам: «Нечистая сила», «Люди со сверхъестественными свойствами», «Умершие». Духи домашнего пространства в коми-пермяцкой традиции называются суседко [Рогов 1858: 75 и др.], домовик, домовой [Голева 2011: 167]; существо, появляющееся в хлеву – карта чуд 8 [Климов, Чагин 2005: 135], картаись (№ 25) . Типичным местом обитания суседки считается подполье. Дух дома показывается в виде человека, реже животного (кошки и др.), выдает свое присутствие звуками: ходит по полу, моет посуду, просеивает муку, шумит веретеном (№ 7–10). Когда домовой прядет, рядом горит свет, – но вместо помощи хозяйке он часто просто портит кудель: путает ее, делает слишком толстую нитку и т. п. Суседко прячет предметы и помогает находить их. Он кормит или, наоборот, обижает домашнюю скотину, заплетает лошадям гриву в косички. Плетет он их и жильцам дома: женщинам спутывает волосы, мужчинам – бороду. Иногда дух дома давит спящего человека, который в этот момент теряет способность говорить, шевелить руками и ногами. Если спросить, к хорошему или плохому он 8 Здесь и далее в скобках указаны номера текстов, публикуемых в этой книге. 14