из быличек украденная девушка показалась матери, попросила сито, чтоб процедить брагу для своей свадьбы, и сообщила, что, выйдя замуж, сразу уйдет из родительской бани; по совету дочери мать бросила в снежный вихрь нательный крестик – дочь смогла сбежать со свадьбы и вернуться домой [Грибова 1975: 107–108]. Более известен сюжет о парне, обещавшем жениться на девушке из бани; после венчания она зашла в дом к своим родителям и 10 выбросила из люльки ненастоящего ребенка – полено . В фольклоре коми-пермяков мотив подмены распространяется и на другие ситуации: нечистая сила может подменить в бане взрослого человека – он болеет, становится прожорливым и т. п. Если леший или водяной забрали человека к себе, то найденное тело тоже может быть подменой: в гробу оно синеет, увеличивается в размере, а после похорон превращается в чурку [Смирнов 1891: 274, 282; Му пуксьöм 2005: № 410]. Коми-пермяцкие духи поля известны под названиями полудница [Струминский 1904: 469], вуншöрика, луншöрика (от лун ‘день’ + шöр ‘середина’), бабошориха, оборониха, полуденный чуд, ыб чуд (‘полевой чуд’), ыб дядь (‘полевой дядя’), сюбаб (‘зерновая баба’) [Голева 2011: 147]. Во время цветения хлебов полудница ходит по межам, раскачивает рожь, растит колос, и тревожить ее нельзя. Наводя порядок, она складывает оставленные бороны на межу, перенося их на голове [Заветный клад 2007: 268]. Дух поля выглядит как крепкая большая женщина, иногда рогатая, одетая в вывернутую мехом наружу шубу. Встретив в полдень человека, она может съесть его, поэтому детей пугают луншерикой, сажающей ребят на сковородку, – они боятся ходить в это время в поле и в огород [Жаков 1903: 417; Струминский 1904: 469]. Раньше, чтобы не рассердить полудницу, все люди старались в полдень зайти в избы и закрывали окна, женщинам запрещалось колотить холсты [Смирнов 1891: 267–268]. Для обозначения духов леса в разное время фиксировались наименования вöра-морт (‘лесной человек’), вöра-дядя (‘лесной дядя’), ыджит-морт (‘большой человек’), лешак [Рогов 1858: 74], вэрысь-морт (‘лесной человек’) [Смирнов 1891: 268], лешöй, 10 Сюжеты о подмененных и проклятых детях, оказавшихся у нечистой силы, широко известны в русском фольклоре, см. [Соловьёва 2011]. 16