ГЛАВА 5 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО В ЭЛЕКТОРАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ Персонификация политики и власти политическом процессе. Особенности политического лидерства на выборах и политический PR. Говоря о стратегии поведения политического лидера на выборах, можно выделить два основных типа: политический лидер, поддерживающий существующий политический курс, – так называемый «преемник» и политический лидер, критикующий существующий политический курс, – так называемый «оппозиционер», мятежник», «бунтарь». В случае баллотирования на президентский пост возникают две возможные стратегии поведения (каждая со своим набором характеристик). Первая – 89 стратегия радикального изменения. Б.Брюс называет ее стратегией Дж. Кеннеди, считая, что на ее основе приходит к власти и Дж.Мейджор. Как правило, носитель этого образа молод, у него скромное социальное происхождение, простые вкусы, он спокоен и современен. Вторая стратегия направлена на сохранение статус-кво. Эта стратегия требует продления полномочий для завершения начатых дел. 90 Е. Блажнов цитирует одного из имиджмейкеров президента Б.Ельцина в плане рекомендаций перехода от имиджа «боец-подросток» к имиджу «лидеротец», государственный муж. Для первого варианта имиджа Б.Ельцин активно вводил характеристику своего неподчинения начальству, самостоятельности, поскольку тогда она была центральной в его образе. Рассматривая примеры стратегии политического PR и политического маркетинга на выборах, можно привести примеры ярких избирательных кампаний как преемников, так и оппозиционеров. Их успешность зависит от социального запроса, общественных настроений и технологии построения избирательной кампании. 91 Г. Почепцов по такому же принципу предлагает два типа стратегий избирательной кампании: а) действия в условиях своего доминирования, б) действия в условиях доминирования другой стороны. В более мягкой, западной форме это выглядит как вариант действующего президента и кандидата в преBruce В. Images of power. How the image makers shape our leaders. London, 1992. 90 Блажнов Е.А. Паблик рилейшнз. М., 1994. 91 Почепцов Г. Коммуникативные технологии XX века. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2000. С.148 89 98