Глава 2. Сущность административного права § 1. Предмет и метод административного права России Предмет и метод являются ключевыми критериями выделения любой отрасли права. Предмет любой отрасли права отвечает на вопрос «на что направлено правовое регулирование?». Административное право регулирует общественные отношения в области публичного управления. Круг этих общественных отношений является наиболее широким, чрезвычайно подвижным, но в реальности возникают большие трудности при определении и описании предмета административного права, поскольку легального определения просто не может быть, а среди ученых-административистов нет единого мнения по этому вопросу. Вопрос о предмете административного права России в настоящее время в науке остается одним из актуальных и, к сожалению, до сих пор неразрешенных. Общественные отношения вообще и управленческие в частности подвергаются постоянному изменению. Соответственно, и предмет любой отрасли права постоянно развивается. Среди огромного множества мнений о предмете административного права в учебной литературе долгое время наиболее классическим считался подход Д. Н. Бахраха и А. П. Коренева, которые в предмет административного права включали следующие группы общественных отношений: – внешние отношения, складывающиеся между органами исполнительной власти, с одной стороны, юридическими и физическими лицами – с другой. Такие отношения характеризуются непосредственным воздействием при помощи государственно-властных полномочий на объекты, не входящие в систему органов исполнительной власти; – внутриорганизационные отношения, т. е. отношения, возникающие 1 внутри органа исполнительной власти» . Также оригинальной в этом вопросе являлась позиция авторитетного ученого К. С. Бельского, который включал в предмет административного права следующие группы общественных отношений: – сфера государственного управления; 2 – сфера общественного (полицейского) порядка . Но в настоящее время происходит расширение предмета административного права в связи с расширением форм реализации исполнительной власти, расширение круга субъектов реализации исполнительной власти (в том числе наделение государственными полномочиями по осуществлению исполнитель1 Бахрах Д. Н. Административное право России. М.: Эксмо, 2006. С. 27–28; Коренев А. П. Административное право России. М.: Щит-М, 1999. Ч. 1. С. 56. 2 Бельский К. С. Феноменология административного права. Смоленск, 1995. С. 17. 20