Классификация административно-правовых норм Административно-правовые нормы подразделяются на множество видов по целому ряду оснований. Основным критерием классификации административно-правовых норм (как и других норм права) является их юридическое содержание. В соответствии с этим нормы могут быть дифференцированы следующим образом. Обязывающие нормы, т. е. предписывающие обязательное совершение определенных действий, о которых идет речь в данной норме. Посредством обязывающих норм осуществляется государственно-властное воздействие на общественные отношения, регулируемые административным правом, в целом и на участников, субъектов данных отношений в частности. Обязывающие нормы побуждают (под угрозой соответствующих государственных санкций) к совершению определенных действий. Запрещающие (запретительные) нормы, т. е. предусматривающие запрет на совершение определенных действий, указанных в данной норме. Административно-правовые запреты играют важную роль в регулировании общественных отношений, зачастую они используются в деле устранения нежелательных 1 для государства и общества явлений . Такого рода нормы препятствуют совершению тех действий, которые объективно наносят вред обществу, противоречат его интересам. Запретительные нормы реализуются путем воздержания от совершения указанных в них действий. Уполномочивающие нормы, т. е. предусматривающие возможность действовать по своему усмотрению в пределах требований данной нормы. Они предоставляют возможность участникам управленческой деятельности совершить определенные действия или воздержаться от них. В целом данная разновидность административно-правовых норм позволяет лицу в ряде случаев совершать действия по своему усмотрению, хотя и в определенных рамках. Стимулирующие (поощрительные) нормы обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений. Такие нормы связывают с использованием в процессе реализации исполнительной власти так называемых экономических рычагов (методов) управления. Адресатами стимулирующих норм могут быть как физические лица (граждане, иностранные граждане, государственные служащие), так и коллективные образования (юридические лица различных организационно-правовых форм). Нормы-стимулы декларируют возможности, однако, как правило, принятие ре1 Трегубова Е. В. Запрещающие нормы административного права // Административное и муниципальное право. 2011. № 1. С. 52–55. 39