шения о том, воспользоваться ими либо проигнорировать их, зависит от самостоятельного выбора адресата нормы. Рекомендательные нормы. Природа их отличается своеобразием, ибо рекомендации, как правило, не имеют юридически обязательного характера. Поэтому они чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных формирований. Отказ от предлагаемого рекомендательной нормой варианта поведения не влечет негативных последствий, например, в виде административного наказания. Важным является деление норм по форме предписания. По данному основанию административно-правовые нормы подразделяются на категорические (императивные), предписывающие (советующие) и диспозитивные. Категорические (императивные) нормы содержат правила, непосредственно определяющие поведение субъектов при наступлении сформулированных в них условий, которые не могут быть изменены или заменены иными обстоятельствами по соглашению сторон данного правоотношения. Предписывающие (советующие) нормы содержат определенные советы, рекомендации о целесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий. Предписывающая (советующая) норма обязывает субъекта права к совершению определенных действий, предоставляя ему возможность самостоятельно определить пути и способы выполнения предусмотренных нормой обязанностей, либо предписывает субъекту выполнение предусмотренных нормой действий, но допускает возможность конкретизации общих положений нормы исходя из сложившейся фактической ситуации. Диспозитивные нормы содержат правило, которое предоставляет возможность участникам административного правоотношения в рамках нормы самим определять права и обязанности. И только в случае отсутствия взаимного соглашения вступает в силу правило нормы. Диспозитивные нормы в административном законодательстве встречаются относительно редко. Это объясняется управленческим характером общественных отношений. В зависимости от субъектов, которым адресованы административноправовые нормы, последние подразделяются: – на нормы, регулирующие правовое положение органов исполнительной власти, формы и методы их деятельности, организацию работы; – нормы, закрепляющие административно-правовой статус государственных служащих; – нормы, закрепляющие административно-правовое положение предприятий и некоммерческих организаций; – нормы, закрепляющие административную правосубъектность граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства и др. По своей служебной роли нормы административного права подразделяются на материальные и процессуальные. 40