– административно-правовые нормы, регулирующие внутриорганизационные отношения, затрагивающие деятельность аппарата данного органа и учреждений, предприятий, находящихся в его непосредственном подчинении. По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные, т. е. с заранее определенным сроком действия, и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия. Бессрочных – абсолютное большинство, и они действуют до отмены. Некоторые авторы выделяют временные административно-правовые нормы. По кругу лиц, на которых распространяется их действие, административно-правовые нормы делятся на общие, которые распространяются на всех лиц, находящихся на данной территории, и специальные, которые действуют лишь в отношении конкретных субъектов (военнослужащих, сотрудников полиции, работников торговли, лиц, ответственных за соблюдение правил пожарной безопасности, и др.). По пределу действия в пространстве административно-правовые нормы подразделяются следующим образом: – федеральные, которые действуют на всей территории РФ; – межрегиональные, действующие в пределах нескольких субъектов РФ; – региональные, действующие в пределах субъектов РФ; – межтерриториальные (или специальные), действующие в пределах нескольких административно-территориальных единиц (районов, округов, краев, областей и др.); – распространяющие свое действие на определенную часть территориальной единицы (например, при объявлении режима чрезвычайной ситуации или особого правового режима чрезвычайного положения); – локальные, действующие в пределах конкретной административноправовой единицы. Целью разработки и принятия административно-правовых норм является их реализация, т. е. претворение в жизнь содержащихся в норме правовых предписаний. Различают несколько самостоятельных форм (способов) реализации норм: 1) соблюдение; 2) использование 3) исполнение; 4) применение. При этом возможный способ реализации предопределяется содержанием правовой нормы, например тем, содержит ли она предписание, формулирует запрет или предоставляет возможности для реализации субъективных прав. 42