лось негативное отношение: они стали толковаться как нечто заведомо ложное и неверное. Более того, стереотип стал выступать синонимом ошибочной оценки или предвзятого мнения о явлениях или группах. Только с возникновением гипотезы американского психолога О. Клайнберга постепенную популярность приобрело суждение о наличии в стереотипе определенного «зерна истины» [Klineberg 1950]. Согласно его гипотезе, объем истинных знаний в стереотипах превышает объем ложных. Теперь уже не должно вызывать сомнения, что социальные стереотипы не сводятся к совокупности мифических представлений. Социальный стереотип есть образ социального объекта, а не просто мнение о нем, никак не обусловленное объективными характеристиками последнего и всецело зависящее от воспринимающего (стереотипизирующего) субъекта, который «наделяет» объект приписываемыми ему признаками. В российской науке до конца 50-х годов термин «стереотип» не употреблялся. Хотя проблема употребления шаблонов поведения человека ставилась. Наиболее всесторонне это явление было рассмотрено в трудах П.А. Сорокина. Не вводя в обращение сам термин «стереотип», он описал процесс функционирования стереотипов в социокультурной группе. Так, ученый подчеркивал: «Ряд процессов и форм поведения заранее зафиксирован в том или ином виде и выполняется большинством членов группы» [Сорокин 1992: 13]. Исследователь указывает на то, что «в каждой группе имеется определенный порядок взаимоотношений. Этот официально-групповой шаблон поведения представляет как бы “костяк” группы, на котором дальше выводятся другие, более детальные узоры поведения» [Сорокин 1992: 21]. Интегральным фактором социальной жизни в концепции П.А. Сорокина выступает коллективный рефлекс. Словом, вся социальная жизнь видится ему в виде нескончаемой цепной реакции. И хотя «каждая социальная группа всегда имеет в своей среде “инакомыслящих”, но и они ведут себя согласно нормам “официальным”» [там же: 27]. П.А. Сорокин описал механизм действия стереотипов в социокультурных группах, но не описал причины этого механизма. После работ П.А. Сорокина к проблеме устойчивых форм поведения долгое время не обращались, и лишь в 60-х гг. в отечественной науке появился ряд работ критического содержания, в которых рассматривались проблемы стереотипизации и стереотипов. Тогда же впервые в отечественной науке были предприняты попытки дать определение понятию «стереотип». Так, в статье «К вопросу о теории “стереотипизации” в социологии» российский социолог В.А. Ядов критично высказался относительно преобладавшего в то время в западной науке социально-бихевиористского толкования социальных стереотипов. В.А. Ядов понимал под стереотипом «чувственно окрашенные социальные образы» [Ядов 1960: 47–58]. Полемизируя с У. Липпманом, ученый ставит под сомнение существование социальных стереотипов как таковых, 17