УДК 316.752 Е. А. Балезина РИСК КАК ЦЕННОСТЬ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КРЕТИВНОГО КЛАССА В * РОССИИ В статье поставлены вопросы барьеров и рисков, связанных с формированием креативного класса в России. Риск рассматривается с позиции вхождения в креативный класс как необходимая и важная ценность общества. Рискогенное поведение представителей креативного класса видится необходимым для формирования креативного класса в России. Ключевые слова: креативный класс, риск, ценность, креативная экономика, инновационное развитие. Вопросам формирования креативного класса в России сегодня уделяется все больше внимания [1, 2]. В основном, рассматриваются проблемы, связанные с его созданием и развитием, а также барьеры вхождения, снижающие скорость развития креативного класса в России [3, 6]. Рост внимания к изучению формирования креативного класса объясняется тем, что современное российское общество находится на стадии перехода к постиндустриальному обществу, которое характеризуется не только увеличением роли знаний, развитием информационно-коммуникационных технологий, но и формированием креативной экономики в условиях увеличения количества рисков. Возникновение и актуализация рисков в условиях глобализации сопровождаются инновационной трансформацией общества, а сами инновации стимулируют постепенное увеличение масштабов рискогенности [4]. Таким образом, риск представляет собой неотъемлемое свойство современного постиндустриального общества, является аспектом феномена новизны и инновационного развития. Это объясняется, прежде всего, тем, что динамичное инновационное развитие современного общества, хотя и открывает небывалые возможности для развития человека и общества, порождает немалые угрозы для человеческого и социального потенциала. В частности, современное общество характеризуется производством и распространением целой системы рисков, угроз и опасностей, связанных с распространением и использованием инновационных продуктов, услуг и технологий. «Поскольку никто не обладает абсолютным знанием обо всех рисках и разные социальные группы имеют свои приоритеты, а связанные с ними эксперты дают различные прогнозы относительно масштаба возможного ущерба, в решениях, принимаемых политиками, всегда заложен риск» [7, с.6]. Такой вероятностный подход, лежащий в основе теории общества риска, предполагает, что сегодня никакие проблемы не могут быть решены полностью. Процесс глобализации лишь усиливает растущую неопределенность и неоднозначность условий человеческого существования. Особенно остро эти тенденции прослеживаются в изменениях системы социальной стратификации в постиндустриальном обществе. Потребности общества знаний выводят на первый план креативный класс, отличительной особенностью которого является то, что его представители заняты деятельностью, имеющей творческий характер. «Сюда относятся работники интеллектуального труда, представители свободных профессий, технические специалисты и т.д.» [3, с.39]. Для определения принадлежности к креативному классу принято выделять следующие признаки: способы к самоорганизации людей в социальные группы; идентичность, основанная преимущественно на экономически функциях; собственность, не имеющая физической формы, проистекающая из творческих способностей; общие вкусы, желания и предпочтения. © Балезина Е.А., 2016 г. * Статья подготовлена в рамках научно-исследовательских работ ФБГОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», проводимых на основе государственного задания Министерства образования и науки РФ в 2015 г. (проект № 929, рук. Е.Б. Плотникова)