primary logosecondary logo

Динамика ценнoстных ориентаций российской молодежи

?
УДК 316.752
А.А. Боброва
ДИНАМИКА ЦЕННOСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

1

Статья посвящена актуальной проблеме динамики ценностных ориентаций молодежи.
Рассматривается понятийный аппарат категории «ценности», дана характеристика молодежи как
социальной группы в контексте модернизации российского общества. На основе анализа
отечественных исследований разных лет раскрыты основные тенденции в динамике ценностных
ориентаций молодежи.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, динамика ценностей, молодежь

Последние несколько десятилетий для России являются переходным этапом к новой
социальной реальности, что сопровождается коренными переменами в экономической,
политической, культурной и других сферах общественной жизни. В связи с радикальными
изменениями, в числе которых, переустройство традиционных социальных институтов,
трансформация культуры, – произошел глубокий надлом в ценностной системе российского
общества.
Многие исследователи говорят о нравственном упадке, уходе от духовности в сторону
материальных предпочтениях, о подмене истинных жизненных ценностей, о
распространении аморального поведения в современном трансформирующемся обществе.
Теперь мы имеем дело с новым человеком, не таким как десятилетия назад. Имеет ли место
ценностная деградация российского общества или это естественный процесс
трансформации?
Молодое поколение является важнейшим индикатором социальных перемен и
потрясений в обществе, состояние которого, во многом зависит от того, какой ценностной
характеристикой обладает молодежь страны. Значимость молодежи, как социальной группы,
заключается в том, что она является стратегическим ресурсом развития современного
общества, его потенциалом и вектором развития.
Молодежь представляет собой многочисленную, непрерывно воспроизводимую
социальную группу, которая находится в центре внимания социологов как теоретиков, так и
практиков. В научной терминологии у понятия «молодежь» нет универсальной
формулировки. Также нет единого сформулированного молодежного возраста. Наиболее
универсальное толкование: «Молодёжь – это социально-демографическая, возрастная группа
в интервале от 14 до 30 лет, проходящая стадию социализации, характеризующаяся
отсутствием полного перечня основных социальных функций, определяющих статус
взрослого (образование, работа, профессия, жилье, семья)» [6, с. 55].
Единства в понимании ценностей нет, поэтому категория является спорной и
довольно сложной для глубинного анализа и описания. Ценности и ценностные ориентации в
специальной литературе часто фигурируют как взаимозаменяемые термины. Когда
употребляют «ценностные ориентации», то в контексте имеют в виду ценности на уровне
личности [3, С.5]. Существует мнение, что природа ценностей двойственна: предметная, в
виде значимых свойств реальных объектов, и нормативная, в форме требований к поведению
[1, С.113]. Ценности выступают критериями для выбора стратегии поведения и обоснования
своих действий, для оценивания себя, других и событий в целом [3, С.4]. П. Сорокин
рассматривал ценности как плод развития общества и проекцию индивидуального опыта.
Одни из основополагающих признаков ценностей: историчность, иерархичность и
предрасположенность к модификации.
Одно из свойств ценностей, как социокультурного регулятора, – это динамика и
трансформация. Трансформация ценностных ориентаций молодых людей зависит от
особенностей времени и геопространства, в котором функционирует поколение.
© Боброва А.А., 2016 г.