УДК 316.752 А.А. Боброва ДИНАМИКА ЦЕННOСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ 1 Статья посвящена актуальной проблеме динамики ценностных ориентаций молодежи. Рассматривается понятийный аппарат категории «ценности», дана характеристика молодежи как социальной группы в контексте модернизации российского общества. На основе анализа отечественных исследований разных лет раскрыты основные тенденции в динамике ценностных ориентаций молодежи. Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, динамика ценностей, молодежь Последние несколько десятилетий для России являются переходным этапом к новой социальной реальности, что сопровождается коренными переменами в экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни. В связи с радикальными изменениями, в числе которых, переустройство традиционных социальных институтов, трансформация культуры, – произошел глубокий надлом в ценностной системе российского общества. Многие исследователи говорят о нравственном упадке, уходе от духовности в сторону материальных предпочтениях, о подмене истинных жизненных ценностей, о распространении аморального поведения в современном трансформирующемся обществе. Теперь мы имеем дело с новым человеком, не таким как десятилетия назад. Имеет ли место ценностная деградация российского общества или это естественный процесс трансформации? Молодое поколение является важнейшим индикатором социальных перемен и потрясений в обществе, состояние которого, во многом зависит от того, какой ценностной характеристикой обладает молодежь страны. Значимость молодежи, как социальной группы, заключается в том, что она является стратегическим ресурсом развития современного общества, его потенциалом и вектором развития. Молодежь представляет собой многочисленную, непрерывно воспроизводимую социальную группу, которая находится в центре внимания социологов как теоретиков, так и практиков. В научной терминологии у понятия «молодежь» нет универсальной формулировки. Также нет единого сформулированного молодежного возраста. Наиболее универсальное толкование: «Молодёжь – это социально-демографическая, возрастная группа в интервале от 14 до 30 лет, проходящая стадию социализации, характеризующаяся отсутствием полного перечня основных социальных функций, определяющих статус взрослого (образование, работа, профессия, жилье, семья)» [6, с. 55]. Единства в понимании ценностей нет, поэтому категория является спорной и довольно сложной для глубинного анализа и описания. Ценности и ценностные ориентации в специальной литературе часто фигурируют как взаимозаменяемые термины. Когда употребляют «ценностные ориентации», то в контексте имеют в виду ценности на уровне личности [3, С.5]. Существует мнение, что природа ценностей двойственна: предметная, в виде значимых свойств реальных объектов, и нормативная, в форме требований к поведению [1, С.113]. Ценности выступают критериями для выбора стратегии поведения и обоснования своих действий, для оценивания себя, других и событий в целом [3, С.4]. П. Сорокин рассматривал ценности как плод развития общества и проекцию индивидуального опыта. Одни из основополагающих признаков ценностей: историчность, иерархичность и предрасположенность к модификации. Одно из свойств ценностей, как социокультурного регулятора, – это динамика и трансформация. Трансформация ценностных ориентаций молодых людей зависит от особенностей времени и геопространства, в котором функционирует поколение. © Боброва А.А., 2016 г.