УДК 316.4.063 Н.Ю. Нечаева ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ МУЖЧИН В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ТЕОРИИ ОБМЕНА 1 Вступление в эпоху постиндустриального общества повлекло за собой значительные изменения в формах потребления. В данной статье мы рассматриваем гендерное поведение в рамках теории социального обмена. Здесь гендер обретает форму капитала и начинает участвовать в процессе символического обмена. Для того чтобы быть «наиболее популярным товаром» мужчинам приходится соответствовать гендерным ожиданиям женщин. В свою очередь женщины предъявляют к мужчинам трансформированные в сравнении с традиционными требования: стандарты маскулинности начинают обнаруживать всё большее сходство с гомосексуальной маскулинностью. Ключевые слова: гендерное поведение, гендерные ожидания, трансформация гендера. Середина ХХ века ознаменовалась началом трансформации индустриального общества в общество постиндустриального типа, которое также принято называть обществом потребления, данный переход выступил предпосылкой для происхождения гендерной революции, которая являет собой радикальное изменение гендерного порядка. Значимой чертой общества потребления выступает смена основной формы потребления c материального на символическое [3, С. 242-243]. Обратимся к теории социального обмена Дж. Хомансом и П. Блау, здесь обмен социальными благами выступает базой общественных отношений, которые, в свою очередь, являются источником для создания социальных институтов. Члены общества потребления осуществляют непрерывный символический обмен социально сконструированными образами. Следовательно, все социальные отношения в подобном обществе, включая гендерные, также начинают определяться символическим потреблением, которое выставляет на передний план внешность и тело, наделённое гендером и сексуальными предпочтениями, в качестве универсального товара, который может быть употреблен или обменян на другие социальные блага. Смена типа потребления приводит к подмене стандартных критериев маскулинности и феминности на максимально сглаженные гендерные статусы, которые диктует нам постиндустриальное общество. Вместе с тем превращение гендерных характеристик личности в товар, который определяет цену индивида на брачном рынке, приводит к изменению гендера и состава его реальных воплощений через трансформацию гендерных ожиданий. Обращаясь к истории, мы можем говорить о том, что маскулинность всегда представляет собой некий набор социальных ожиданий, которые описывают должное поведение, образ мысли, переживаний, стиль общения, приписываемые мужчинам различных культурах в определенное время [2, С. 6]. Гендер не существует сам по себе и возникает в процессе публичного исполнения социальных ожиданий относительно того, что и каким образом должно проявляться в качестве мужского или женского [1, С. 329]. Поэтому смена гендерных ожиданий является основанием для изменения содержания гендера. Гендерные ожидания выступают стимулом, побуждающим взаимодействующих партнеров создавать гендер в его конкретных выражениях, отличающихся от устоявшихся гендерных норм. В контексте измененного гендерного образа стоит рассмотреть термин «метросексуальность», который был придуман в 1994 году британским журналистом М. Симпсоном. Метросексуал — неологизм для обозначения мужчин любой сексуальной ориентации, которые придают большое значение своей внешности (физическая форма, одежда, аксессуары) и, соответственно, тратят значительное количество времени и денег на совершенствование своего внешнего вида и образа жизни [5]. В обывательской среде © Нечаева Н.Ю., 2016 г.