УДК 316.342.6 Д.Н. Горбункова НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ: ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ 1 В современном мире научно-исследовательская работа студентов является неотъемлемой частью образовательного процесса. Научная работа развивает творческие способности студента, побуждает к поиску и углублению знаний, дает возможность проверить их на практике. В статье анализируется ценностный аспект студентов Тольяттинского государственного университета, которые принимают активное участие в научно-исследовательской деятельности с использованием метода Стефенсона. По результатам опроса сделаны выводы об общем положении студенческой науки. Ключевые слова: образование; научно-исследовательская работа студентов; ценности. В настоящее время научно-исследовательская деятельность студентов является наиболее важной составляющей подготовки будущих специалистов, позволяющая развивать творческие способности, побуждающая к поиску и углублению знаний, способствующая формированию необходимых профессиональных и личностных качеств [3, 6]. В последние годы подготовка студентов в области научно-исследовательской деятельности признается неудовлетворительной, что значительно сказывается на их профессиональном становлении. В связи с этим проблематика вовлеченности студентов в научно-исследовательскую деятельность на сегодняшний день имеет очень высокую актуальность [5]. В рамках научной работы студент сначала приобретает первые навыки исследовательской работы, затем начинает воплощать приобретенные теоретические знания в исследованиях, так или иначе связанных с практикой, а в конце этого длительного процесса возможно участие в научных конференциях и симпозиумах разного уровня, вплоть до международных [2]. Многие теоретики и практики педагогической работы в вузах утверждают, что НИРС является значимым фактором формирования, становления молодого специалиста [1, 4]. В процессе научно-исследовательской работы студент приобретает навыки теоретического осмысления своей профессиональной деятельности, самостоятельность суждений, умение концентрироваться, постоянно обогащать собственный запас знаний, обладать многосторонним взглядом на возникающие проблемы [2]. Для изучения ценностного аспекта студентов, занимающихся научной работой, использовался метод Стефенсона. Респонденты распределились по специализации обучения: студенты технических и гуманитарных профессий в равном соотношении. Из 25 представленных утверждений, относящихся к рассматриваемой проблеме, респондентам было предложено выразить свое согласие или несогласие с ними, используя шкалу от -2 до +2. Анализируя утверждения, касающиеся значения научно-исследовательской деятельности, мы выяснили, что студенты не представляют возможным отсутствие научноисследовательской работы в университете. Вероятно, это связано с тем, что на сегодняшний день НИРС активно пропагандируется среди студентов и поощряется (морально и материально). Научно-исследовательская деятельность, по мнению студентов, формирует творческий подход к работе. Развитие критического, творческого мышления, умения действовать в стандартных и нестандартных ситуациях – формированию этих и других навыков способствует научная работа в вузе. В ходе исследования было установлено, что для многих студентов научноисследовательская работа – это, прежде всего, написание курсовой (выпускной) работы. Интересно, что у студентов технического профиля обучения согласие с утверждением более выражено, чем у студентов гуманитарного профиля обучения. Возможно, это связано с тем, © Горбункова Д.Н., 2016 г.