УДК 159.9.072.43+373.5 С.С. Зинченко УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В статье представлены результаты исследования, направленного на выявление степени удовлетворенности трудом работников педагогической сферы. Обоснована важность данного фактора в деятельности педагогов, влияние удовлетворенности учителей на процесс образования в целом. Полученные результаты выявили наиболее проблемные области, на которые стоит обратить внимание для повышения качества преподавания. Ключевые слова: удовлетворенность трудом, педагоги, вовлеченность, школьное образование. Актуальность проблемы удовлетворенности учителя педагогической деятельностью возрастает в условиях социокультурных вызовов современности к образованию, требующих новых подходов к организации его деятельности, к формированию нового типа отношений между участниками образовательного процесса [1]. От отношения педагога к своей профессиональной деятельности зависит результат его труда, измеряемый качеством получаемого школьниками образования [5]. Нами было проведено исследование в области удовлетворенности педагогами трудовым процессом. Выборочную совокупность исследования составили учителя средней общеобразовательной школы г. Ростова-на-Дону. В исследовании приняли участие 35 преподавателей старшей школы. Удовлетворенность трудовым процессом изучалась с помощью двух опросников: «Опросник удовлетворенности работой» Спектора (1985 г), «Шкала общей удовлетворенности работой» Каммана и др. (1983 г), а также по результатам анкетирования (предлагалась авторская анкета). В рамках первого опросника исследование проводилось по 9 аспектам работы: зарплата, продвижение, руководство, дополнительные льготы и выплаты, зависимые вознаграждения, условия выполнения работы, коллеги, характер работы и информирование. Респондентам было задано 36 вопросов, раскрывающих вышеперечисленные критерии. Ответы разбивались на шестибалльную оценочную шкалу: 1 – совершенно не согласен, 6 – совершенно согласен. На рисунке 1 представлены результаты, полученные по опроснику 1 Спектора.. Рис. 1. Показатели удовлетворенности трудом педагогических работников («Опросник удовлетворенности работой») Как можно заметить, ни один критерий удовлетворенности не приближен к максимальному значению, что свидетельствует о низкой удовлетворенности трудом. Наибольшую удовлетворенность, как показало исследование, педагоги испытывают от взаимоотношений с руководством (3,62 из 6) и коллегами (4,08 из 6). Именно данный © Зинченко С.С., 2016 г.