УДК 316.4.066 В.О. Шуклина РАСХОДЫ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА 1 В работе изучается связь между расходами на здравоохранение и образование и Индексом Человеческого Развития (ИЧР) как показателя человеческого потенциала. Проводится анализ динамики доли расходов на здравоохранение и образование в ВВП и уровня ИЧР для 188 стран. На основе регрессионного анализа, проведенного на кросс-секционных данных за 2015 год, делается вывод о наличии статистически значимой положительной связи между долей расходов на здравоохранение в ВВП и ИЧР для стран с наиболее высокими доходами, включая Россию. Доля расходов на образование в ВВП имеет статистически значимую положительную связь с ИЧР в странах со средним уровнем ВВП. Ключевые слова: человеческий потенциал, здравоохранение, образование, расходы на здравоохранение, человеческий потенциал. Исследовательский вопрос 2015 год был закрыт с падением ВВП на 3.7% к предыдущему году [2], также наблюдалось падение доли расходов на образование, но рост доли расходов на здравоохранение [6]. Согласно проекту Министерства финансов, ожидается дальнейшее снижение доли расходов на образование и здравоохранение до 2019 года [6] (данные подтверждаются исследованием, проведенным «Центром Развития» НИУ ВШЭ [5]). Политика по снижению затрат на образование, здравоохранение, социальную сферу может оказать влияние на уровень человеческого потенциала – показателя, положительная динамика которого необходима для стабильного экономического развития страны. Однако степень и знак данного влияния неизвестен. В связи с чем расчет степени влияния объема затрат на данные статьи на уровень развития человеческого потенциала представляет собой исследовательский интерес. Методология В качестве прокси показателя к уровню человеческого потенциала берется Индекс Человеческого Развития, до 2013 года называвшийся Индексом Развития Человеческого Потенциала. Важной особенностью данного индекса является то, что он учитывает показатели ожидаемой продолжительности жизни, образования и дохода населения. При этом индекс дохода составляет 1, когда ВНД (Валовой Национальный Доход) на душу населения составляет 75 тысяч долларов, и 0, когда данное значение равно 100 долларам. Индекс образования включает среднюю и прогнозируемую (на основе количества детей, обучающихся в школе) продолжительность обучения. Индекс продолжительности жизни составляет 1, когда продолжительность жизни в стране составляет 85 лет, и 0, когда 20 лет. Данный показатель, таким образом, косвенно рассчитывает человеческий потенциал, в связи с чем, представляет собой интерес для использования в качестве прокси показателя. Исследование связи между уровнем человеческого потенциала и долей расходов на здравоохранение и образование в ВВП представляется наиболее рациональным проводить на панельных данных, которые позволяют учесть и изменения во времени, и пространственные особенности. Однако методология измерения Индекса Человеческого Развития регулярно менялась, в связи с чем, в анализе используются кросс-секционные данные за 2015 год, при этом Индекс Человеческого Развития рассчитан на основе данных за 2014 год. Предполагается, что доля расходов на здравоохранение и образование в ВВП страны оказывает влияние на человеческие потенциал не в текущем времени, а в перспективе. Поэтому объясняющие переменные в регрессии берутся с лагом в год. Стоит отметить, что в данном случае не возникает вопроса о направлении причинно-следственной связи, так как © Шуклина В.О., 2016 г.