PermalinkSubmitted by Рожина Ирина Ан... (not verified) on 5 December, 2016 - 20:37
Вопрос:
1. В своей статье Вы описали инструментарий количественной традиции, а как Вы считаете, возможно ли применить методы качественного анализа для выявления слухов и целесообразно ли это будет?
Большое спасибо за вопрос!
Безусловно, изучение слухов в качественной традиции возможно. Однако в таком случае мы не сможем делать статистических выводов. А между тем слухи можно рассматривать как массовое поведение, и иногда важнее получить результаты, которые можно экстраполировать на генеральную совокупность.
Качественные исследования слухов позволяют сформировать представление о том, что люди понимают под этим словом, разобрать модели поведения разных людей в условиях распространения слухов, получить некоторые качественные, эмоциональные оценки.
Поэтому целесообразным будет изучения слухов в любой из традиции, в зависимости от того, какие цели стоят перед исследователем.
PermalinkSubmitted by Лебедева-Несевр... (not verified) on 6 December, 2016 - 10:26
Здравствуйте. В статье приводится оценка авторского инструментария исследования слухов. Чем была обусловлена необходимость разработки данного инструментария – отсутствием методик, их низкой степенью адаптированности к российским реалиям или чем-то еще? Какие методики социологического изучения слухов были изучены автором до разработки собственного инструментария?
2. Автор статьи пишет о том, что «проблемой является отсутствие эффективных средств противодействия слухам». Следовательно, на взгляд автора, слухи являются сугубо дисфункциональным феноменом, который необходимо искоренить?
Благодарю за внимание к работе, Наталья Александровна!
1) Попытка разработать авторскую методику действительно вызвана: а) небольшим количеством описанных и апробированных методик по теме (особенно российских), б) в фокусе исследования оказались конкретные слухи - о терактах. Подобные исследования с использованием метода опроса, насколько я знаю, не проводились.
В ходе разработки инструментария были рассмотрены методики Е.М. Куликова и Беззубцева С.А.. Также я обращалась к исследованиям зарубежных авторов (Иран, США). Однако результаты данных исследований были представлены без подробного описания инструментария.
2) Я могу отметить, что слухам присущи как функции, так и дисфункции. Если говорить о первом, то слухи, безусловно, призваны повышать определенность в условиях недостатка информации, ориентировать и мобилизовать общности. Другое дело, что формируемые ими ориентации и определенности не всегда отражают реальное положение вещей, приводят к дезорганизации и даже паническим настроениям. В связи с этим и возникает вопрос о противодействии слухам. Кроме того, функциональную природу слухов подтверждает их активное развитие в реалиях информационного общества. Однако этот вопрос требует, безусловно, бОльшего внимания и будет затронут мною в ходе дальнейшего анализа феномена слухов.
Еще раз спасибо за вопрос!
PermalinkSubmitted by Наталья Алексан... (not verified) on 6 December, 2016 - 11:20
Спасибо за развернутые ответы! Соглашусь, что изучение слухов в контексте информатизации общества - перспективное направление исследований. Буду рада прочитать Ваши статьи посвященные, например, распространению слухов в рунете.
PermalinkSubmitted by Меньщикова Анна (not verified) on 6 December, 2016 - 23:15
Дарья, у Вас очень интересная статья!
У меня возник такой вопрос: как Вы думаете, для российского или американского общества (или другого) более присущи слухи как феномен в коммуникации? И рассматривали ли Вы западные социологические методики изучения слухов? В каких странах существуют методики исследования слухов?
Спасибо!
Анна, спасибо за вопрос!
Я рассматривала западные не столько методики, сколько конкретные исследования. К примеру, очень интересным мне представляется исследование распространения слухов в соц. сети "Фейсбук", проведенное группой социологов и работников "Фейсбука". На основании того, как слухи распространялись путем "репостов" и какими дополнялись комментариями, исследователи делают ряд выводов о том, как слухи перемещаются в социальной сети. Меня в этом исследовании больше всего удивило следующее наблюдение: несмотря на опровергающие комментарии к сообщению, содержащему слух, в цепочке пользователей, осуществивших "репост", не все обращали внимание на опровержение и продолжали транслировать эту информацию. Авторы исследования также отмечали, что больше шансов получить распространение у слухов, которые имеют ссылку на любой внешний к социальной сети источник (даже не пользующийся особым доверием). Также в ходе исследования была отмечена тенденция к тому, что некоторые уже опровергнутые слухи иногда получают "вторую жизнь" спустя некоторое время.
Это, пожалуй, единственное западное исследование, которое я рассматривала подробно, в связи с открытым доступом к его результатам. Также я рассматривала работы Роберта Хипле, однако они носят скорее теоретический характер.
Говоря конкретно о социологических методиках, я, к сожалению, не могу отметить их доступность. Поэтому мне не удалось рассмотреть их непосредственно.
Зато удалось найти исследования иранских социологов, к примеру - исследование "Отношения между организационной культурой и слухами в организации на примере учителей начальных классов школы Хой в 2011-2012 годах". Иранские коллеги также не описывают методику подробно, однако можно получить представление о ней исходя из содержания работы. В целом могу отметить разработанность темы слухов в странах Ближнего Востока.
Возвращаясь к вопросу о том, какому обществу в большей степени присущи слухи как феномен коммуникации: по-моему, слухи одинаково распространены везде. Другое дело, что в каждой стране функционируют разные слухи, обличающие проблемы, страхи и желания конкретно этого общества. К сожалению, отсутствуют сравнительные исследования, которые позволили бы сделать более обоснованные выводы.
Еще раз спасибо за вопрос!
Comments
Вопрос:
Вопрос:
1. В своей статье Вы описали инструментарий количественной традиции, а как Вы считаете, возможно ли применить методы качественного анализа для выявления слухов и целесообразно ли это будет?
Большое спасибо за вопрос!
Большое спасибо за вопрос!
Безусловно, изучение слухов в качественной традиции возможно. Однако в таком случае мы не сможем делать статистических выводов. А между тем слухи можно рассматривать как массовое поведение, и иногда важнее получить результаты, которые можно экстраполировать на генеральную совокупность.
Качественные исследования слухов позволяют сформировать представление о том, что люди понимают под этим словом, разобрать модели поведения разных людей в условиях распространения слухов, получить некоторые качественные, эмоциональные оценки.
Поэтому целесообразным будет изучения слухов в любой из традиции, в зависимости от того, какие цели стоят перед исследователем.
Здравствуйте. В статье
Здравствуйте. В статье приводится оценка авторского инструментария исследования слухов. Чем была обусловлена необходимость разработки данного инструментария – отсутствием методик, их низкой степенью адаптированности к российским реалиям или чем-то еще? Какие методики социологического изучения слухов были изучены автором до разработки собственного инструментария?
2. Автор статьи пишет о том, что «проблемой является отсутствие эффективных средств противодействия слухам». Следовательно, на взгляд автора, слухи являются сугубо дисфункциональным феноменом, который необходимо искоренить?
Благодарю за внимание к
Благодарю за внимание к работе, Наталья Александровна!
1) Попытка разработать авторскую методику действительно вызвана: а) небольшим количеством описанных и апробированных методик по теме (особенно российских), б) в фокусе исследования оказались конкретные слухи - о терактах. Подобные исследования с использованием метода опроса, насколько я знаю, не проводились.
В ходе разработки инструментария были рассмотрены методики Е.М. Куликова и Беззубцева С.А.. Также я обращалась к исследованиям зарубежных авторов (Иран, США). Однако результаты данных исследований были представлены без подробного описания инструментария.
2) Я могу отметить, что слухам присущи как функции, так и дисфункции. Если говорить о первом, то слухи, безусловно, призваны повышать определенность в условиях недостатка информации, ориентировать и мобилизовать общности. Другое дело, что формируемые ими ориентации и определенности не всегда отражают реальное положение вещей, приводят к дезорганизации и даже паническим настроениям. В связи с этим и возникает вопрос о противодействии слухам. Кроме того, функциональную природу слухов подтверждает их активное развитие в реалиях информационного общества. Однако этот вопрос требует, безусловно, бОльшего внимания и будет затронут мною в ходе дальнейшего анализа феномена слухов.
Еще раз спасибо за вопрос!
Спасибо за развернутые ответы
Спасибо за развернутые ответы! Соглашусь, что изучение слухов в контексте информатизации общества - перспективное направление исследований. Буду рада прочитать Ваши статьи посвященные, например, распространению слухов в рунете.
Дарья, у Вас очень интересная
Дарья, у Вас очень интересная статья!
У меня возник такой вопрос: как Вы думаете, для российского или американского общества (или другого) более присущи слухи как феномен в коммуникации? И рассматривали ли Вы западные социологические методики изучения слухов? В каких странах существуют методики исследования слухов?
Спасибо!
Анна, спасибо за вопрос!
Анна, спасибо за вопрос!
Я рассматривала западные не столько методики, сколько конкретные исследования. К примеру, очень интересным мне представляется исследование распространения слухов в соц. сети "Фейсбук", проведенное группой социологов и работников "Фейсбука". На основании того, как слухи распространялись путем "репостов" и какими дополнялись комментариями, исследователи делают ряд выводов о том, как слухи перемещаются в социальной сети. Меня в этом исследовании больше всего удивило следующее наблюдение: несмотря на опровергающие комментарии к сообщению, содержащему слух, в цепочке пользователей, осуществивших "репост", не все обращали внимание на опровержение и продолжали транслировать эту информацию. Авторы исследования также отмечали, что больше шансов получить распространение у слухов, которые имеют ссылку на любой внешний к социальной сети источник (даже не пользующийся особым доверием). Также в ходе исследования была отмечена тенденция к тому, что некоторые уже опровергнутые слухи иногда получают "вторую жизнь" спустя некоторое время.
Это, пожалуй, единственное западное исследование, которое я рассматривала подробно, в связи с открытым доступом к его результатам. Также я рассматривала работы Роберта Хипле, однако они носят скорее теоретический характер.
Говоря конкретно о социологических методиках, я, к сожалению, не могу отметить их доступность. Поэтому мне не удалось рассмотреть их непосредственно.
Зато удалось найти исследования иранских социологов, к примеру - исследование "Отношения между организационной культурой и слухами в организации на примере учителей начальных классов школы Хой в 2011-2012 годах". Иранские коллеги также не описывают методику подробно, однако можно получить представление о ней исходя из содержания работы. В целом могу отметить разработанность темы слухов в странах Ближнего Востока.
Возвращаясь к вопросу о том, какому обществу в большей степени присущи слухи как феномен коммуникации: по-моему, слухи одинаково распространены везде. Другое дело, что в каждой стране функционируют разные слухи, обличающие проблемы, страхи и желания конкретно этого общества. К сожалению, отсутствуют сравнительные исследования, которые позволили бы сделать более обоснованные выводы.
Еще раз спасибо за вопрос!
Дарья, благодарю за столь
Дарья, благодарю за столь подробный и поясняющий ответ!