УДК 316.35 Ю.М. Московская КРЕАТИВНЫЙ КЛАСС СОВРЕМЕННОГО РОССЙСКОГО ОБЩЕСТВА 1 В статье анализируется понятие креативного класса. Определяются основные черты креативного класса. Описывается закон трех «Т»: талант, толерантность, технологии. Рассматривается процесс становления креативного класса в России. Автор раскрывает основные проблемы развития креативного класса в России, обозначает статистические показатели функционирования креативного класса в России. Автором предложены пути решения проблем развития креативного класса в России. Ключевые слова: креативный класс, креативность, закон трёх «Т», Р.Флорида. К настоящему моменту, популярность неологизма «креативность» растет, так как термин используется для обозначения уникальных идей, которые сегодня пользуются спросом в различных сферах деятельности. Важно отметить, что оригинальность идей становится сегодня не просто средством торговли, а движущей экономической силой. Возрастающую актуальность данного феномена так же обуславливает постоянный рост числа представителей креативного класса. Однако, в современном российском обществе креативный класс занимает двоякое положение, потому как люди не знают о данном термине и не причисляют себя к ряду креативных рабочих. Следовательно, появляется необходимость определить качественные характеристики креативных работников на рынке труда, а так же трудности, с которыми сталкивается новый класс работников. Автором теории креативного класса является американский экономист Ричард Флорида. В его книге «Креативный класс: люди, которые меняют будущее» определяются особые черты, которые обуславливают значимость новообразованного класса для развития общества. Флорида пишет: «Если вы ученый или инженер, архитектор иди дизайнер, писатель, художник или музыкант; если креативная деятельность является решающим фактором вашей работы — будь то в сфере бизнеса, образования, здравоохранения, права или в какой-либо другой — вы также принадлежите к этому классу» [2, с.12]. Интегрирующим признаком всех указанных сфер деятельности является: наличие творческого подхода к рабочему процессу особенности процесса рабочей деятельности, например, ненормированный рабочий график, деятельность в условиях нехватки времени, человеческих ресурсов или денежного эквивалента; производство преимущественно нематериальных благ. Основными канонами деятельности креативного класса принято считать формулу трёх «Т»: талант, толерантность, технологии. «Талант» означает, что современным специалистам теперь необходимы не только профессионализм и усидчивость, но и богатый внутренний мир, служащий источником вдохновения в условиях рабочего процесса. «Технологии» из данной формулы указывают на необходимость использования новейших каналов связи, способов безопасности, и прочих достижений техники вообще. В силу этого, привлекательность новообразованного слоя возносит эту прослойку общества на особый, элитарный уровень. Переменная «Толерантность» отражает противоречие между существованием перспективных молодых специалистов, обладающих высокой квалификацией и творческими способностями и неготовностью российского общества к кардинальным переменам. В подобных ситуациях наблюдается, так называемая “утечка умов” - эмиграция высококвалифицированных кадров из одних стран в другие, из-за наличия там более благоприятных условий (политических, экономических, социальных и других) для реализации их умений, знаний и опыта [4]. Современную реальность в нашей стране можно отразить статистическими данными. По данным Фонда Общественного Мнения, около 25% российских работников являются представителями креативного класса, из них суперкреативное ядро, представленное © Московская Ю.М., 2016 г.