УДК 316.356.2 Т.А. Кудрявцева ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МОЛОДОЙ СЕМЬИ 1 В статье рассматривается финансовое положение молодой семьи в контексте ее потребительских решений. На основе эмпирического исследования представлен анализ экономического положения молодых семей г. Архангельска, разработан мастер – класс, направленный на развитие экономического образа мышления и повышение финансовой грамотности молодой семьи. Ключевые слова: молодая семья, потребительские решения, семейный бюджет. Финансовое положение молодой семьи во многом предопределяет качество жизни и взаимоотношения внутри семейной группы. Молодая семья как объект исследования, несомненно, испытывает трудности, связанные с материальной составляющей. Молодые супруги, вышедшие на рынок труда, сталкиваются со значительными проблемами, которые затрудняют, а порой и исключают нормальное функционирование молодой семьи. Необходимость управления финансами семьи обусловлена рациональным и грамотным подходом к распределению бюджета. Супруги должны уметь контролировать денежные потоки семьи и иметь возможность не только распределять их на текущие нужды, но и сохранять часть денежного капитала. Данные положения являются основанием финансовой безопасности молодой семьи в обществе. Среднестатистический бюджет молодой семьи находится чуть выше прожиточного минимума, что опосредовано спецификой данной категории населения. Подобная ситуация может быть обусловлена финансовой безграмотностью молодых супругов, которая требует внимания и коррекции [1, с. 232]. Как правило, финансовая безграмотность является следствием нецелесообразного управления семейным бюджетом. В целом, финансовая грамотность включает в себя установки, связанные с культурой финансового поведения и реализацией потребностей жизненного цикла семьи, в том числе страхование, кредитную и сберегательную сферы [3, с. 186]. Исходя из вышесказанного, проблема некомпетентности молодых супругов в вопросах управления семейным бюджетом носит весьма острый характер и обусловлена необходимостью исследования финансового положения молодой семьи, ее ресурсности, с последующим решения выявленных проблем. На базе ГАУ АО «Центр поддержки молодой семьи» г. Архангельска было проведено эмпирическое исследование, с целью изучения финансового положения молодой семьи в контексте ее потребительских решений. Среди совокупности респондентов, участвующих в исследовании, экономическое положение в разы больше прожиточного минимума лишь у 25,71%, чуть выше данного критерия у 60%, равно у 5,71% и ниже прожиточного минимума у 8,57%. Изучив финансовое состояние молодых семей, было предложено семьям самостоятельно отнести себя к категории, в зависимости от удовлетворения потребностей в продовольственных и материальных благах. 40% опрошенных семей хватает денег на продукты и одежду, но покупка вещей длительного пользования для них затруднительна. Среди совокупности всех респондентов 22,86% хватает денег лишь на продукты и такому же процентному соотношению семей (22,86%) хватает денег не только на продукты и одежду, но и на вещи длительного пользования. 8,57% семей находятся на грани бедности и еле сводят концы с концами. И, 5,71% могут позволить себе не только вещи длительного пользования, но и очень дорогие вещи [2, с. 80]. Несмотря на достаточно низкое финансовое состояние опрошенных семей, в вопросе выбора цены или качества товаров, была прослежена следующая взаимосвязь: для большинства семей цена играет важную, но не решающую роль. Молодые семьи, выбирая © Кудрявцева Т.А., 2017 г.