УДК 373.24 К.В. Салдаева ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 1 В данной статье рассматривается вопрос нравственного развития детей дошкольного возраста и его особенности. Статья содержит в себе характеристику уровней развития нравственного самосознания, выделенных Ж. Пиаже и Л. Кольбергом. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью изучения нравственности у дошкольников как важнейшего компонента их личностного развития. Цель − выявление особенностей развития нравственных качеств у детей дошкольного возраста. База исследования – анализ актуальных литературных источников и отбор необходимой информации. Ключевые слова: нравственность, дошкольники, нравственное развитие, уровни нравственного самосознания. О.Г. Дробницкий писал, что нравственность является регулятором поведения и сознания человека, в той или иной мере, во всех сферах жизни общества [1, с.18]. Под нравственностью понимают правила, которые определяют поведение, духовные и душевные качества, которые нужны человеку в обществе, а также следование этим правилам [4, c.347]. Н.И. Болдырев отмечает, что главной особенностью духовно-нравственного воспитания является то, что оно непрерывно и длительно, его нельзя обособить в какой-то особенный воспитательный процесс. Важнейшая функция современного воспитания заключается в том, что своей структурой оно закладывает начальную систему ценностей и основы культуры личности [2]. В возрасте около 2 лет ребенок начинает осознавать себя как индивид. Дети узнают себя в зеркале, могут назвать собственное имя. До 7 лет ребенок описывает себя внешне, не выделяя особенностей своего внутреннего мира. Происходит формирование самосознания и, когда оно становится достаточно развитым, у детей появляются стремления к самооценке, самоанализу. Появляется ярко выраженное желание ребенка достигать любой цели, вне зависимости от того, какие усилия нужно для этого приложить. Дошкольный период характеризуется появлением форм поведения, которые находятся в связи не только с выражением собственного «Я», но и с преимущественно новым типом отношений ребенка к окружающему его миру – особенная реакция ребенка на социум. Благодаря этому складывается базовая основа для создания начальных форм социально значимых ценностей и критериев нравственности. Исходя из рассуждений Ж. Пиаже, можно выявить, что чувства, связанные с моралью, у детей возникают в результате взаимосвязи их формирующихся мыслительных структур и постепенно накапливающегося опыта жизни в обществе. Моральное чувство развивается в ходе двух стадий. Стадия нравственного реализма характеризуется тем, что дети не учитывают и не дают оценку поступку, а судят о нравственности поступка или действия по его последствиям. Особенностью стадии нравственного релятивизма является осознание воспитанниками того, что правила придумали сами люди, и иногда приходится от них отступать или вносить в них изменения. В данном случае дети исходят из намерений, мотивов человека, а не из результатов и последствий данных действий. Л. Кольберг, продолживший развитие теории Ж.Пиаже, пришел к выводу о существовании трех уровнях нравственного самосознания: доконвенциональном (ориентация на соблюдение правил и избежание наказания), конвенциональном (правила не нарушаются по причине наличия страха наказания) и постконвенциональном (сформированы моральные убеждения, которые служат источником послушания и соблюдения общественных норм) [3, с.27]. Таким образом, на основании изученной литературы можно сделать вывод о том, нравственные качества начинают развиваться в период дошкольного детства, поэтому это время является достаточно важным в развитии человека. Необходимо прослеживать особенности развития нравственности у дошкольников и способствовать его дальнейшему развитию. © Салдаева К.В., 2017 г.