home

Особенности духовно-нравственного развития дошкольников

?
УДК 373.24
К.В. Салдаева
ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

1

В данной статье рассматривается вопрос нравственного развития детей дошкольного возраста и его
особенности. Статья содержит в себе характеристику уровней развития нравственного самосознания,
выделенных Ж. Пиаже и Л. Кольбергом. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью
изучения нравственности у дошкольников как важнейшего компонента их личностного развития.
Цель − выявление особенностей развития нравственных качеств у детей дошкольного возраста. База
исследования – анализ актуальных литературных источников и отбор необходимой информации.
Ключевые слова: нравственность, дошкольники, нравственное развитие, уровни нравственного
самосознания.

О.Г. Дробницкий писал, что нравственность является регулятором поведения и
сознания человека, в той или иной мере, во всех сферах жизни общества [1, с.18]. Под
нравственностью понимают правила, которые определяют поведение, духовные и душевные
качества, которые нужны человеку в обществе, а также следование этим правилам [4, c.347].
Н.И. Болдырев отмечает, что главной особенностью духовно-нравственного воспитания
является то, что оно непрерывно и длительно, его нельзя обособить в какой-то особенный
воспитательный процесс. Важнейшая функция современного воспитания заключается в том,
что своей структурой оно закладывает начальную систему ценностей и основы культуры
личности [2]. В возрасте около 2 лет ребенок начинает осознавать себя как индивид. Дети
узнают себя в зеркале, могут назвать собственное имя. До 7 лет ребенок описывает себя
внешне, не выделяя особенностей своего внутреннего мира. Происходит формирование
самосознания и, когда оно становится достаточно развитым, у детей появляются стремления
к самооценке, самоанализу. Появляется ярко выраженное желание ребенка достигать любой
цели, вне зависимости от того, какие усилия нужно для этого приложить.
Дошкольный период характеризуется появлением форм поведения, которые находятся
в связи не только с выражением собственного «Я», но и с преимущественно новым типом
отношений ребенка к окружающему его миру – особенная реакция ребенка на социум.
Благодаря этому складывается базовая основа для создания начальных форм социально
значимых ценностей и критериев нравственности.
Исходя из рассуждений Ж. Пиаже, можно выявить, что чувства, связанные с моралью,
у детей возникают в результате взаимосвязи их формирующихся мыслительных структур и
постепенно накапливающегося опыта жизни в обществе. Моральное чувство развивается в
ходе двух стадий. Стадия нравственного реализма характеризуется тем, что дети не
учитывают и не дают оценку поступку, а судят о нравственности поступка или действия по
его последствиям. Особенностью стадии нравственного релятивизма является осознание
воспитанниками того, что правила придумали сами люди, и иногда приходится от них
отступать или вносить в них изменения. В данном случае дети исходят из намерений,
мотивов человека, а не из результатов и последствий данных действий. Л. Кольберг,
продолживший развитие теории Ж.Пиаже, пришел к выводу о существовании трех уровнях
нравственного самосознания: доконвенциональном (ориентация на соблюдение правил и
избежание наказания), конвенциональном (правила не нарушаются по причине наличия
страха наказания) и постконвенциональном (сформированы моральные убеждения, которые
служат источником послушания и соблюдения общественных норм) [3, с.27].
Таким образом, на основании изученной литературы можно сделать вывод о том,
нравственные качества начинают развиваться в период дошкольного детства, поэтому это
время является достаточно важным в развитии человека. Необходимо прослеживать
особенности развития нравственности у дошкольников и способствовать его дальнейшему
развитию.
© Салдаева К.В., 2017 г.