Тр ан с фор м ац ия зак он одате ль ства о ку льту ре в услови ях ци ф ро визации ных программ: обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры («Культурная среда»); создание условий для реализации творческого потенциала нации («Творческие люди»); цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры («Цифровая культура»). В 2018 году Министерством культуры РФ разработан прогноз развития сферы культуры до 2036 года, который предполагает совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов в сфере культуры, необходимых условий для реализации творческого потенциала нации, цифровизации услуг и формирования информационного пространства, создание необходимых условий, направленных на обеспечение максимальной доступности для граждан России культурных благ; сохранение культурного наследия России; повышение качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры. Предполагается, что к 2036 году будут достигнуты цели, направленные на: – обеспечение мер по выравниванию условий доступности населению регионов страны к лучшим образцам музыкального, театрального, хореографического и изобразительного искусства, народного творчества; – обеспечение широкого внедрения цифровых технологий в культурное пространство страны (виртуальные концертные залы, оцифровка книжных фондов, цифровые гиды и онлайн-трансляции); – создание (реконструкцию) культурнообразовательных и музейных комплексов, включающих в себя концертные залы, театральные, музыкальные, хореографические и другие творческие школы, а также выставочные пространства; – обеспечение мер, направленных на укрепление международного имиджа России как страны с высоким уровнем культуры. В связи с разработкой проекта на финансирование планируется потратить 113,5 млрд руб. (из федерального бюджета – 109,7 млрд руб., из бюджетов субъектов РФ – 3,8 млрд руб.) [1]. Что касается законодательного регулирования общественных отношений в сфере культуры, то уже в 2019 году планируется принятие федерального закона о культуре. Как известно, с 1992 года правовым регулятором культурной среды являются Основы законодательства Рос1 сийской Федерации о культуре . Новый закон о культуре призван создать правовой механизм опережающего культурного развития общества. Из преимуществ нового законодательства о культуре можно отметить духовный, ценностный подход к культурным ценностям, вывод культуры за рамки рыночных отношений, сферы услуг. Сегодня культура должна стать сферой, свободной от вмешательства государства в творческую составляющую при делегировании части своих управленческих полномочий общественным институтам. В целях развития свободы творчества необходимо привлекать к управлению в сфере культуры творческие объединения, заинтересованные в духовном развитии граждан. Государство же будет лишь способствовать этому процессу, создавать благоприятные условия (экономические, правовые) для культурного развития. Также вопросы развития культуры и сохранения культурного наследия в России отражены в Федеральном законе от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ (ред. от 21.02.2019) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», который регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Однако в условиях реализации проекта «Цифровая культура» в указанном выше законе отсутствуют нормы, регулирующие процесс оцифровки объектов культурного наследия, создания благоприятных условий и механизма цифровизации культурного наследия и памятников истории. На международном уровне процесс цифровизации в культурной сфере регламентирован рядом документов, среди которых: международная Конвенция «Об охране нематериального культурного наследия» (2003), Хартия «О сохранении цифрового наследия» (2003), Стратегический план действий Программы «Информация для всех» (2008–2013), закрепившие возможность формирования и доступа к всемирному культурному наследию в цифровой форме, материальному и нематериальному [13]. 1 Основы законодательства Российской Федерации о культуре: утв. ВС РФ 9 окт. 1992 г. № 3612-1 // Российская газета. 1992. № 248. 199 Transformat ion of the Le gi sl ation on Cul ture in the Contex t of Di gitalization structure (“Cultural environment”); creating conditions for the realization of the creative potential of the nation (“Creative people”); digitalization of services and formation of information space in the field of culture (“Digital culture”) . In 2018, the Ministry of culture of the Russian Federation prepared a forecast for the development in the sphere of culture by 2036, which involves improvement of organizational, economic and legal mechanisms of the sphere of culture, the necessary conditions for the realization of the nation’s creative potential; digitalization of services and formation of the information space; creation of the necessary conditions aimed at ensuring maximum access to cultural goods for Russian citizens; preservation of Russia’s cultural heritage; improving the quality and diversity of services provided in the sphere of culture. It is expected that by 2036 there will have been achieved the goals aimed at the following: – provision of measures to equalize the accessibility of the best works of musical, theatrical, choreographic and visual arts, folk art to the population of the country's regions; – ensuring the widespread introduction of digital technologies in the cultural space of the country (virtual concert halls, digitization of book collections, digital guides and online broadcasts); – creation (reconstruction) of cultural, educational and museum complexes, including concert halls, theater, music, choreography and other creative schools, as well as exhibition areas; – provision of measures aimed at strengthening the international image of Russia as a country with a high level of culture. In connection with the development of the project, it is planned to spend 113.5 billion rubles in total (from the federal budget — 109.7 billion rubles, from the budgets of the subjects of the Russian Federation – 3.8 billion rubles) [1]. As for the legislative regulation of social relations in the sphere of culture, the corresponding federal law on culture is planned to be adopted in 2019. As is known, from 1992 to the present moment the legal regulator of the cultural environ- ment are the Fundamentals of the legislation of the 1 Russian Federation on culture . The new law on culture is intended to create a legal mechanism for advancing the cultural development of society. Among the advantages of the new legislation on culture, it is possible to name the spiritual, value-based approach to cultural objects, the idea to take culture beyond the sphere of market relations and services. Today, culture should become a sphere free from state interference in the creative component and should delegate part of its administrative powers to public institutions. In order to develop the freedom of creativity, it is necessary to involve creative associations interested in the spiritual development of the population in the management of culture. The state will only contribute to this process by creating favorable conditions (economic, legal) for cultural development. The issues of cultural development and preservation of cultural heritage in Russia are also reflected in the Federal law of 25.06.2002 No. 73FZ (as amended on 21.02.2009) “On objects of cultural heritage (historical and cultural monuments) of the peoples of the Russian Federation”, which regulates relations in the field of preservation, use, promotion and state protection of cultural heritage (historical and cultural monuments) of the peoples of the Russian Federation. However, in the context of the implementation of the “Digital culture” project, in the above law there are no rules governing the process of digitization of cultural heritage, creating favorable conditions and the mechanism for digitalization of cultural heritage and historical monuments. At the international level, the process of digitalization in the cultural sphere is regulated by a number of documents, including the international Convention “On the protection of intangible cultural heritage” (2003), the Charter “On the preservation of digital heritage” (2003), the Strategic action plan of the Program “Information for all” (2008–2013), which fixed the possibility of formation and access to the world cultural heritage, tangible and intangible, in digital form [13]. 1 The Fundamentals of the Legislation of the Russian Federation on Culture. Approved by the Supreme Court of the Russian Federation on 09.10.1992 No. 3612-1. Russian Gazette. No. 248. November 17, 1992. 199