Захарова М. В., Воронин М. В. Zakharova M. V., Voronin M. V. суда лорда -канцлера. Формально датой рождения «права справедливости» считают 1474 г., когда лорд-канцлер начал выносить решения от своего имени, а не от имени суверена. Известный специалист по истории Англии П. Г. Виноградов охарактеризует law of equity в качестве «либеральной интерпретации “общего права”» [56, p. 41], а английский юрист XVII столетия Джон Селден подчеркнет, что «право справедливости для права в целом – все равно, что духовность для религии, иначе говоря, – то, что каждый хочет в ней увидеть» [55, p. 45]. Именно благодаря системе law of quity английское право получило такие институты, как траст, исполн ение в натуре, ректификация. 4. Социологизм английского права базир уется на ключевом принципе ubi jus ibi remedium – «где право, там и средства его защиты». Задолго до активной разработки социологической юриспруденции в странах англо -американского юридического мира он активно пр именялся в английской юридической практике. По сути, Р. Паунд, Дж. Фрэнк, отождествляя право с правопорядком, создавали автопортрет правовой системы, в рамках которой они были воспитаны. Данная картина мира вряд ли будет реалистичной для правовых систем континентально-европейского мира и совсем не будет соответствовать максимам чистого учения о праве Ганса Кельзена, который «рисовал» свою пирамиду юридических норм с натурных пейзажей родной Европы. 5. Индуктивный характер правового мышления, свойственный англосаксонской прав овой традиции, стал одновременно и головной линией для указанного правового сообщества, и основой для частных специфик правовых систем, принадлежащих к нему. В последнем случае, в частности, можно говорить о конс трукции «спящего» прецедента, сложившегося в Великобритании: при отвержении прецедента вышестоящим судом ( disaproving) он переходит в разряд «спящих» и, соответственно, при изменении социальных условий вновь способен вернуться к жизни. Непосредственно в Великобритании частью действующей правовой системы становится правовая доктрина ее видных представителей. По количественным характеристикам данный сегмент правовой системы вряд ли сопостави́ м с правовыми системами зоны религи- озно-доктринального стиля правового мышления. Однако по значимости для эволюции пр авовых систем английская правовая доктрина не уступает религиозно-правовым учениям. При этом, в отличие от континентально -европейского юридического мира, формированием правовой доктрины в Великобритании занимались не сугубо академические juris doctor, а действующие юристы-практики [57, pp. 31–33]. Работы Г. Брэктона, У. Блэкстона, Р. Глэнвила оказали существенное влияние на формирование теории правовой интерпретации в Великобритании и в целом на определение облика так называемого функционального элемента правовой системы. Так, с именем Г. Брэктона связывают доктрину аналогии, действующую в ан глийском праве (так называемая similibus ad similia Брэктона). Данная доктрина позволила, по справедливому замечанию судьи Э. Кука, сформировать корпоративную традицию, вес ьма устойчивую к разнообразным политическим манипуляциям со стороны публичной госуда рственной власти: беспристрастно следуя аналогии фактов, судья повиновался праву, а не вл асти [29, с. 314]. У. Блэкстон посредством анализа значительного количества судебных пр ецедентов предложил используемые по сей день правила толкования правовых предписаний. Среди них, в частности, исследователи выделяют следующие: 1. Самым действенным методом интерпретации воли законодателя следует считать метод, направленный на изучение его намер ений во время принятия правового акта. 2. Слова следует понимать в их общепринятом и известном значении – с точки зрения как грамматики, так и характерного употребления. 3. Если грамматическое значение слова либо понимание его в общепринятом смысле не позволяют с уверенностью истолковать знач ение нормы, ее смысл можно понять из конте кста интерпретируемого закона, выделив аналогичное слово или фразу и сравнив с ними интерпретируемый текст. 4. Одна часть статута должна быть так истолкована другой, чтобы в целом документ имел силу и действие, а не так, чтобы в резул ьтате толкования какая -либо часть статута была нивелирована, т. е. должен быть принцип си стемности толкования. 26 terms of importance for the evolution of legal systems, the English legal doctrine is not inferior to religious law teachings. At the same time, in contrast to the Continental European legal world, the legal doctrine in Britain was developed by practicing lawyers rather than by purely academic juris doctors [57, p. 31–33]. A significant influence on the formation of the theory of legal interpretation in Britain and on the definition of the image of the so-called functional element of the legal system in general had the works of Henry of Bracton, William Blackstone, Ranulf de Glanvill. For instance, the doctrine of analogy existing in English law is associated with the name of Bracton (the so-called Bracton’s similibus ad similia). Judge Edward Coke made a very good point saying that this doctrine allowed forming a corporate custom highly resistant to various political manipulations on the part of government (public authorities): while impartially following the analogy of facts, the judge obeyed the law rather than the government [29, p. 314]. William Blackstone, after analyzing a great deal of judicial precedents, suggested the rules of interpretation of legal provisions which are still used nowadays. In particular, the researchers distinguish the following ones: 1. The most effective method to interpret the will of the legislator is by exploring his intentions at the time when the law was made. 2. Words are to b e understood in their usual and most known signification; both regarding the propriety of grammar and their general and popular use. 3. If the grammatical meaning of a word or understanding thereof in the usual and most known signification do not allow interpreting the meaning of a law provision with certainty, the meaning can be understood from the context of the law under interpretation by singling out a similar word or phrase and comparing the text which is being interpreted therewith. 4. One part of the statute is to be interpreted in the other part of the statute in such a way that the document аs a whole remains in full force and effect in order to avoid the situations when, as a result of interpretation, some part of the statute is cancelled out [rendered null and void], i.e., the principle of a systematic approach to interpretation is to be followed. ystem (having a natural law feel) which is generally associated with the jurisdiction of the Lord Chancellor's Court. Formally, the date of birth of law of equity is considered to be 1474, when Lord Chancellor began making decisions on his own behalf instead of on behalf of the sovereign. The well-known expert on the history of England, Paul Vinogradoff, characterizes law of equity as a “liberal interpretation of the ‘common law’” [56, p. th 41], while the 17 century English lawyer John Selden points out that “equity in law is the same that the spirit is in religion, what everyone pleases to make it”[55, p. 45]. It is exactly due to the law of equity that English law received such institutions as trust, specific enforcement and rectification. 4. The sociologism of English law is based on the key principle of ubi jus ibi remedium (“for every wrong, the law provides a remedy”). Long before the active development of sociological jurisprudence in the countries of the Anglo-American legal world, it was actively used in the British legal practice. In fact, Roscoe Pound and Jerome Frank, equating law with the rule of law, created a selfportrait of the legal system within which they had been brought up. This picture of the world is unlikely to be realistic for the legal systems of the Continental European world and will not at all correspond to the maxims of the pure theory of law put forward by Hans Kelsen, who “painted” his pyramid of legal provisions looking at the natural landscapes of his native Europe. 5. The inductive nature of legal thinking, which is characteristic of the Anglo-Saxon legal tradition, became both the leading line for this legal community and the basis for the specific particulars of the legal systems belonging thereto. In the latter case, for instance, we can speak about the “sleeping” precedent concept prevailing in the UK: when a precedent is disapproved by a higher court, it becomes a “sleeping” one, and, accordingly, with a change in social conditions, it may come back to life. In Britain proper, the legal doctrine of prominent representatives of the existing legal system became a part of the legal system. In quantitative terms, this segment of the legal system is hardly comparable to the legal systems of the religiousdoctrine-based style of legal thinking. However, in 26