Правовые особенности этического (исламского) банкинга (на примере договора мурабаха) предпринимательской деятельности, финансирование которых запрещено советом по принципам исламского финансирования; – товар не может являться предметом другого договора мурабаха, поскольку рефинансирование не допускается; – на момент заключения договора мурабаха товар должен принадлежать на праве собственности кредитору, а все документы и договоры должны составляться от имени банка. Способы обеспечения исполнения обязательств, используемые при мурабахе. Депозит (хамиш джиддийа) – денежная сумма, гарантирующая компенсацию банку любого ущерба, возникающего в результате нарушения клиентом своего обещания (п. 2.5.3). Рассчитывается как разница между себестоимостью товара и ценой его продажи третьему лицу (не может быть рассчитан как упущенная наценка в сделке мурабаха (п. 2.5.4). Задаток (урбан ) – денежная сумма, вноси мая клиентом в обеспечение его обязательств по оплате цены товара, рассчитывается как разница между стоимостью товара при покупке его банком и ценой его продажи третьему лицу (п. 2.5.6). Залог имущества: – залог денежных средств на инвестиционном счете (п. 5.2); – залог объекта недвижимого или движимого имущества (п. 5.2); – залог товара, приобретенного по договору мурабаха без вступления во владение заложенным активом либо посредством вступления во владение заложенным активом с последующим постепенным освобождением предмета залога пропорционально проценту от общей полученной оплаты (п. 5.2). Не все положения данного пункта могут быть применены при использовании российскими правоприменителями, поскольку в российском праве не предусмотрен фидуциарный залог и постепенное освобождение предмета залога от обременения (для недвижимого имущества). К способам обеспечения исполнения обязательств, направленным на минимизацию рисков кредитора, также можно отнести следующие условия: – о предоставлении клиентом банку полномочия на продажу товара в случае задержки им оплаты и акта об изменении условий договора мурабаха, устанавливающего право собственности банка на товар (п. 5.4) – по соглашению; – об условии, в соответствии с которым клиент должен осуществить уступку в пользу банка права на товар, в связи с которой банк сможет продать заложенный товар без обращения в суд (п. 5.5) – по соглашению. Можно выделить следующие основные особенности финансирования по договору мурабаха: – заключению договору мурабаха предшествует обращение клиента, обещание клиента и покупка кредитором товара, которые не входят в предмет договора мурабаха; – по своему характеру договор мурабаха имеет общую природу с договором купли продажи в рассрочку, за исключением возможности получения от клиента прироста денежных средств (рибы): процентов, комиссий и неустойки; – платой за предоставленное финансирование в рамках мурабахи является наценка на товар; – возврат денежных средств должен быть связан с рисками, которые разделяются между кредитором и клиентом, в т. ч. за счет обязанности кредитора приобрести товар в свою собственность до продажи его клиенту; – возврат предоставленного клиенту финансирования (денежных средств) обеспечивается различными традиционными способами обеспечения исполнения обязательств, зало г, гарантия, поручительство. Заключение Анализ показал, что в современных экономических условиях в России имеется высокий потенциал применения различных инструментов партнерского банкинга. Наличие значительной части населения, исповедующего ислам, заинтересованность в привлечении зарубежных инвестиций из стран Азии и Ближнего Востока, формирование рынка халяльной продукции, для финансирования которых необходимы соответствующие финансовые инструменты, – все это обусловливает возможность и целесообразность развития партнерского (исламского) банкинга. Вместе с тем для применения таких инструментов в российской экономике необходимо создание определенного правового поля – системы законодательства, регулирующего правовой режим этих инструментов и правовое положение применяющих их субъектов. Распространенное мнение о том, что регулирование финансовых инструментов исключительно Стандартами шариата ошибочно. На примере сделок мурабаха особенно видно, насколько требования шариатских стандартов не соответствуют, а и ногда и прямо противоречат российскому праву. Сами же Стандарты зачастую не имеют необходимой 143 Legal Aspects of Ethical (Islamic) Banking (Case Study of a Murabaha Contract) of entrepreneurial activities, financing of which is prohibited by the Board on the principles of Islamic finance; – it cannot be the subject of another murabaha contract, since refinancing is not allowed; – at the time of conclusion of the murabaha contract the goods must be beneficially owned by the creditor, and all documents and contracts must be drawn up on behalf of the bank. Methods used in murabaha to ensure fulfillment of obligations. Deposit (Hamish Jiddiyah) is a sum of money which guarantees compensation to the bank for any damage arising as a result of the client’s breach of his promise (clause 2.5.3). It is calculated as the difference between the prime cost of the goods and the price of its sale to a third party (it cannot be calculated as a missed margin in a murabaha transaction (clause 2.5.4). Caution (Urban) is a sum of money deposited by the client to ensure compliance with his obligations i.e. payment of the goods. It is calculated as the difference between the price of the goods when bought by the bank and the price of resale to a third party (clause 2.5.6.). Pledge of property: – pledge of cash on an investment account (clause 5.2.); – pledge of immovable or movable property (clause 5.2.); – pledge of goods purchased under a murabaha contract without taking possession of the pledged asset, or by taking possession of the pledged asset with the subsequent gradual release of the subject of pledge in proportion to the percentage of the total payment received (clause 5.2.). Not all provisions of this clause can be applied by Russian law practitioners, since Russian law does not provide for a fiduciary pledge and gradual release of the subject of the pledge from encumbrance (for real estate). The following conditions can also be related to the ways of ensuring the fulfillment of obligations in order to minimize the risks of the creditor: – when the client gives authority to the bank to sell the goods in case of a delay in payment and hands over change of condition form as part of a murabaha contract making the bank the owner of the goods (clause 5.4.) – if agreed; – a condition according to which the client concedes title to the goods to the bank which makes it possible later to sell the pledged goods without going to the law (clause 5.5.) – if agreed. The following main features of financing under a murabaha contract can be mentioned: – before a murabaha contract is concluded, first, the client goes to the bank with his request, then he promises to buy out the goods from the bank, after that the bank purchases the goods from a supplier. The promise and purchase are not included in the subject of the murabaha contract; – the nature of the murabaha contract is similar to this of an installment purchase agreement, with the exception of the possibility of obtaining a gain in money (riba) from the client such as: interest, commissions and penalties; – a fee for the murabaha financing is a markup on the goods; – the return of funds comes from the risks that are shared by both lender and client, including the obligation of the lender to purchase the goods in his property before selling it to the client; – the return of funds (money) provided to the client is carried out through various traditional methods of ensuring the fulfillment of obligations, pledge, guarantee, surety. Conclusions The analysis has shown that in modern economic conditions there is a high potential in Russia for application of various partner banking tools. The following factors determine the possibility and practicability of developing partner (Islamic) banking: a considerable part of Russia’s population that profess Islam; the interest in attracting foreign investments from the countries of Asia and Middle East; forming the halal product market the financing of which requires relevant financial tools. Therewith, for application of such tools in Russian economy, it is necessary to create a certain legal framework being a legislative system that would regulate the legal regime of the tools and the legal status of subjects applying thereof. A widely spread opinion that the use of financial tools can be regulated by Shariah standards only is erroneous. Through the example of murabaha contracts, it is well seen how much the requirements of Shariah standards do not correspond, and sometimes are in direct contradiction, to Russian law. The Standards themselves often lack the specifics 143