home

Образ и миф в английской литературе о России

?
ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
2015

РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОЛОГИЯ

Вып. 4(32)

УДК 821.111-95

ОБРАЗ И МИФ
В АНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ О РОССИИ
Нина Станиславна Бочкарева
д. филол. н., профессор кафедры мировой литературы и культуры
Пермский государственный национальный исследовательский университет
614990, Пермь, ул. Букирева, 15. nsbochk@mail.ru

Борис Михайлович Проскурнин
д. филол. н., профессор, зав. кафедрой мировой литературы и культуры,
декан факультета современных иностранных языков и литератур
Пермский государственный национальный исследовательский университет
614990, Пермь, ул. Букирева, 15. bproskurnin@yandex.ru

В рецензии на монографии Л.Ф. Хабибуллиной «Миф России в современной английской литературе» (2010) и С.Б. Королевой «Миф о России в британской культуре и литературе (до 1920-х
годов)» (2012, 2014) подчеркиваются не только широкий охват и большой объем анализируемого материала, посвященного восприятию России и русских в британской (английской) литературе и культуре, но и актуальная постановка методологических проблем современной имагологии. К ним относятся соотношение национального и инонационального, специфика культурного мифа и художественного образа, механизмы их исторического изменения и сохранения стереотипов. Особый интерес и дискуссию вызвал анализ значительных произведений XIX–XX вв., обратившихся к России и
русским («Время ангелов» А. Мердок, «В Эрмитаж» М. Брэдбери).
Ключевые слова: британская английская литература; рецепция; миф о России; имагология;
художественный образ.
Впервые
изданная
в
1995 г.
книга
Н.П. Михальской «Образ России в американской
художественной литературе IX-XIX вв.» (переиздана в 2003 г.) стала прецедентным текстом
для многих исследований [Дегтярева 2001; Кирнозе 2002; Феклин 2005; Орехов 2008; Поляков,
Полякова 2013]. Среди них выделяются монографии Л.Ф. Хабибуллиной «Миф России в современной английской литературе» (2010 г.) и
С.Б. Королевой «Миф о России в британской
культуре и литературе (до 1920-х годов)» (первое
издание – 2012 г., второе – 2014 г.). В заключительной главе своей книги Н.П. Михальская, используя структурно-семантический метод, убедительно показывает мифологический характер
образа России в английской литературе изучаемого ею периода: «На основании сделанных
наблюдений можно заключить, что образ России
в художественной литературе Англии обладает
выраженным мифологическим характером со

многими свойственными именно мифу чертами:
контрастностью противопоставлений (оппозиций) отдельных смысловых элементов, немногочисленностью и внутренней нерасчлененностью
этих элементов при их отчетливой структурной
выраженности, дискретности и постоянстве связей между ними, высокой стабильностью, если
не неподвижностью структуры, сохранившей
основной набор элементов и связи между ними
на протяжении почти десяти столетий» [Михальская 1995: 151].
Л.Ф. Хабибуллина и С.Б. Королева в своих
монографиях используют это положение, применяя его к новому материалу, что позволяет им
сделать новые наблюдения. Так, Л. Хабибуллина
утверждает, что в английской литературе второй
половины ХХ столетия миф о России «становится историей с началом и концом, включающим
миф о происхождении, “золотом веке”, национальной катастрофе, эсхатологический миф»

© Бочкарева Н. С., Проскурнин Б. М., 2015

142