primary logosecondary logo

Развитие военной психологии во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы

?
Дата публикации: 
2020
В открытом доступе

Комментарии

Спасибо за такой чудесный доклад! Очень интересно услышать Ваше мнение по поводу того, какой вклад военная психология привнесла в развитие отечественной психологии в плане открытий различных феноменов?

Ответ.
Уважаемая Варвара, большое спасибо Вам за Ваш комментарий! Рада слышать, что мой доклад Вам понравился.
Что же касается Вашего вопроса, то я с удовольствием отвечу на него! Так полагаю, речь идет о феноменах, изучавшихся во время Великой Отечественной войны? В таком случаю я могу упомянуть такие феномены, как феномен фатализма (работы С.Л. Рубинштейна), героического порыва (работа М.П. Феофанова (1941), статья М.М. Рубинштейна (1943), статья Н.Д. Левитова (1942)), страха и групповой паники (диссертация Г.А. Фортунатова (1942), исследование А.С. Прангвишвили (1943)) [1, 2, 3]. Как видно, исследователи действительно изучали природу данных явлений, которые, несомненно, влияли на развитие психологического знания не только такой дисциплины, как военная психология, но и, в силу того что благодаря этому продвигалось изучение закономерностей и механизмов функционирования психики человека вообще, на развитие отечественной психологии. Возможно, не в том масштабе, в котором бы хотелось, но лично я считаю, что вклад был.
Надеюсь, что смогла ответить на Ваш вопрос.
С уважением, Солонтой Е.Л.

[1] Сенявская Е.С. Психология войны в ХХ веке: исторический опыт России. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999. – 383 с.
[2] Дьяченко М.И. Советская психологическая наука на службе Родины // Вопросы психологии. – № 3. – 1985. – С. 5-13. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1985/853/853005.htm (дата обращения: 22.04.2020)
[3] Барабанщиков А.В. Советская психология в годы Великой Отечественной войны // Вопросы психологии. – № 2. – 1985. – С. 12-22. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1985/852/852012.htm (дата обращения: 22.04.2020)

Спасибо за ответ! Хочу оставить Вам мою рецензию: Ваш доклад хорошо структурирован, есть аргументы, также видно, что вы обращались к другим авторам. Хочу отметить Ваше содержание, оно информативно и прослеживается логика Ваших суждений. Интересная задумка в плане сравнений, она не навязчивая, но при этом понятны отличия между США и СССр. Доклад написан доступным и понятным языком. Однако, мне лично не хватило Вашего отношения к данной теме. Можно было в заключение написать, что было для Вас важным в изучении данной темы и какой вывод лично Вы можете сделать. То есть в основном вы апеллируете мнением А.Г. Караяни, а Ваше мнение не видно.

Благодарность за рецензию.
Уважаемая Варвара, большое спасибо за Вашу рецензию! Своей работой мне хотелось показать, что военная психология в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время не впадала в «спячку», а активно, насколько позволяли предшествующие события и события нынешние, развивалась. Очень жаль, что у меня не получилось правильно раскрыть свои мысли! Однако благодаря Вашему замечанию я теперь знаю, на что мне следует обратить внимание, и буду работать над этим.
Еще раз спасибо!
С уважением, Солонтой Е.

Благодарю за ваш доклад, читала с большим интересом!
Считаю, что это качественная работа, к выполнению которой Вы подошли с большой ответственностью. Содержание полностью соответствует теме, имеется большое разнообразие использованной литературы, при обращении к источникам в тексте указываются ссылки на них. Хорошо выделены периоды с временными рамками, и мне понравилось, что после описания каждого сделаны небольшие выводы. Это говорит о том, что текст работы был написан с полным пониманием его содержания. Но я немного не поняла, почему в начале у Вас периодизация состоит из четырех этапов, а при их описании Вы объединили в три. Еще стоит отметить такой положительный момент, что в докладе приводится сравнение развития отечественной науки с зарубежной. И вот тут у меня возник вопрос: Вы говорите, что военная психология как наука и практика зародилась именно в России, на каких основаниях можно сделать этот вывод, если при этом по тексту мы можем проследить активное проведение исследований в зарубежных странах?
Заранее спасибо за ваш ответ.
С уважением, Чебыкина Татьяна (клп)

Благодарность за отзыв и ответы на вопросы.
Уважаемая Татьяна, огромное спасибо Вам за рецензию! Очень приятно, что Вы оценили мой труд!
Что же касается периодизации, то в своем докладе я рассматривала лишь этап анабиоза, к которому и причисляются годы Великой Отечественной войны и послевоенное время. Этот этап для большего удобства я разделила еще на три этапа, которые затем характеризовала в своей работе: предвоенный этап, этап войны и послевоенный этап. Поэтому-то эти три этапа и не совпадают с указанными в начале четырьмя.
Что же касается Вашего второго вопроса, то говоря, что военная психология как наука и практика зародилась именно в России, я ссылаюсь на А.Г. Караяни [1], который приводит следующие аргументы:
Во-первых, в России был создан первый в истории специальный орган, ориентированный на осуществление военно-психологических исследований и разработку методов военной психологии. В 1908 г. в рамках Общества ревнителей военных знаний был учрежден Отдел военной психологии. Таким образом, в России появились первые специалисты, которые назывались военными психологами.
Во-вторых, данным Отделом был принят первый в истории официальный военно-психологический документ — Устав Отдела военной психологии.
В-третьих, российские военные психологи первыми разработали программу строительства военной психологии, организовали первые исследования и дискуссии по важнейшим направлениям приложения психологических знаний к практике боевой деятельности войск. За четыре года (1908—1912) состоялось 50 заседаний Отдела, были прочитаны и обсуждены доклады по проблемам военной психологии, опубликовано более десятка работ, отражающих результаты военно-психологических исследований сотрудников отдела.
Еще раз большое спасибо Вам за отзыв и вопросы! Надеюсь, я смогла на них ответить. С уважением, Солонтой Е.Л.

[1] Караяни А. Г. Военная психология в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для вузов / А. Г. Караяни. — М.: Юрайт, 2016. – 218 с. – (Специалист).