организмом устойчивых форм реакций, которых нет в генетическом фонде. Поэтому и выделилась единица такого поведения – рефлекс, названный В.М. Бехтеревым сочетательным, а И.П. Павловым – условным. Вклад И.П. Павлова и В.М. Бехтерева и их школ в концепцию этого феномена состоял в объяснении модификации реакций организма исходя из объективных отношений реакций и внешних раздражителей (не отрицая, в отличие от бихевиоризма, роли сознания и его нейросубстрата в этом). И.П. Павлов определял его как элементарное явление жизнедеятельности, интегрирующее в себе физиологическое и психическое. Этим преодолевалась дуалистическая трактовка поведения: оно рассматривалось как целостный процесс, реализующий взаимодействие организма и среды. Это понятие позволило объяснить приобретение организмом новых форм поведения (научение), основу которого составляет выработка временных связей в коре головного мозга. Возникая в ходе индивидуальной жизни на основе врожденного безусловного рефлекса (функции подкорки, обеспечивающей адаптацию к постоянным условиям среды), условный рефлекс (функция коры мозга) обеспечивает заблаговременную адаптацию организма к быстро изменяющимся условиям среды [1]. С помощью метода условных рефлексов И.П. Павлов и его школа экспериментально установили, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы в коре головного мозга и выявили их динамику (возбуждение, торможение, иррадиацию, концентрацию, взаимную индукцию и др). Вместо представления об органах чувств И.П. Павлов ввел понятие «анализатор» как органа, обеспечивающего вычленение во внешней среде значимых для организма раздражителей, которые выполняют функцию сигналов, несущих информацию об этой среде. Под анализатором понимался нервный «прибор», включающий в себя периферический орган (рецептор), проводящие нервные пути и центральный отдел (мозг). Это позволило дать