primary logosecondary logo

Развитие психотехники в советской России в 20-30-е гг. ХХ века

?
РАЗВИТИЕ ПСИХОТЕХНИКИ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ
В 20-30-Е ГГ. ХХ ВЕКА
Каменских Никита Максимович
Пермский Государственный Национальный Исследовательский Университет
Психология (бакалавриат), 1 курс
nekamenev@icloud.com
На протяжении веков педагогика и медицина были двумя ключевыми
областями практического приложения психических познаний. На рубеже ХIХ –
XX

веков промышленный прогресс,

обратив интересы психологии к

производственной, рабочей деятельности, определил зарождение психотехники,
под

которой

понималось

внедрение

психологии

в

экономике

и

промышленности.
Психотехника – отрасль психологии, которая была обязана решать
вопросы организации труда, профориентации и профотбора. Термин был
введен в 1903 году немецким специалистом Уильямом Штерном, а в 1908 году
Гуго Мюнстербергом была предпринята попытка оформить данную область
знаний как отдельную науку.
Г. Мюнстерберг в первый раз обусловил содержание и методы
психотехники – он исследовал трудности научного руководства предприятием,
вопросы

профотбора

и

профориентации,

а

также

изучил

факторы,

содействующие увеличению производительности труда.
Психотехника в СССР пережила бурное развитие в 20–30-е годы. Вес и
воздействие ее в данный период были столь велики, что есть все основания
квалифицировать

ее

не

столько

как

обыденную

научно-прикладную

дисциплину, но как масштабное общественное движение. Психотехника
перескочила рамки собственной предметной области. Также со специалистамипсихологами ее стали разрабатывать научные работники иных отраслей
(физиологи, гигиенисты, управленцы, педагоги).