primary logosecondary logo

Развитие психотехники в советской России в 20-30-е гг. ХХ века

?
Дата публикации: 
2020

Comments

Тезисы доклада вышли весьма последовательно, можно было четко отследить хронологию повествования. Было видно, что автор подготовился по списку литературы, который оказался очень разнообразным и интересным. После прочтения я заинтересовалась данной темой и захотела узнать больше конкретики о направлении психотехники и как с ней обстоят дела в нынешнее время.
Но вместе с тем мне не хватило личного отношения автора к этой теме, не прослеживался личный интерес к развитию направления. Также мне не хватило сравнения с другими странами, как в тоже самое время это развивалось там? Более успешно или наоборот? И не совсем был ясен первый абзац на второй странице текста. Чем еще объяснялось формирование и быстрое развитие психотехники в атмосфере всеобщей реконструкции?

Автор отзыва(PiskalovaAA) благодарю за критику. Вижу, что Вам больше понравилась тема доклада, а не сам доклад. Отвечу на Ваши вопросы. Дополняя мой предыдущий ответ на вопрос Михаила, хочу сказать, что советская психотехника в силу своего влияния в научном сообществе стала широкомасштабным общественным движением, из-за этого также сформировалось бурное развитие. Говоря о вопросе, про сравнение психотехники с другими странами, сложно ответить, т.к информации из достоверных источников очень мало для сравнения.
Для себя отметил все, указанные Вами, недостатки. Учту в дальнейших работах.

Доклад Н.М. Каменских посвящен развитию психотехники в Советской России в 20-30 гг. ХХ в., которой занимался ряд советских ученых таких, как И.Н. Шпильрейн, Л.С. Выготский и С.Г. Геллерштейн. Тема является актуальной, так как психотехника послужила началом психологии труда и инженерной психологии. Чтобы лучше понимать эти разделы психологического знания, необходимо обратиться к истокам.
Хочу отметить, что текст не сложен в восприятии и имеет логическую стройность, видно, что автор доклада неплохо поработал с источниками. Работа соответствует требованиям оформления.
В качестве недостатка отмечу, что вклад других советских психологов в развитие психотехники, кроме И.Н. Шпильрейн, не раскрыт в должной мере.
Подводя итог, доклад Н.М. Каменских “Развитие психотехники Советской России в 20-30-е гг. ХХ в.” раскрывает выбранную им тему. Рекомендуется к прочтению.

Вопросы: Что способствовало развитию психотехники в 20-30 гг. ХХ в.?
Соответствовала ли зарубежному уровню развитость советской психотехники в те года?

Михаил, благодарю за отзыв!
Ответы на вопросы: Исходя из изученного материала, могу сказать, что у людей, в те года, появилась потребность в данной отрасли. Развитие индустриального мира шагнуло вперед, вследствие чего появились проблемы, которые решала психотехника. Отвечая на второй вопрос, хотелось бы сказать, что да, соответствовала, т.к. ее советский основоположник реализовал главные идеи, основываясь на иностранном опыте.

Данная работа посвящена изучению развития психотехники в советское время. В ней описывается процесс возникновения психотехники, как отдельной отрасли психологии ,а также предпосылки ее возникновения. Дается определение психотехники, ее содержание и методы.
Особое внимание в представленном докладе уделяется ученым, которые поспособствовали становлению психотехники , так например, достаточно детально описывается вклад И.Н. Шпильрейн в развитие данной отрасли психологии. Далее в работе сообщается роль психотехники в развитии психологии в частности.
Из плюсов данной работы я хочу отметить то, что читается доклад приятно благодаря тому, что презентуемый материал выстроен с определенной последовательностью , также наблюдается четкая периодизация, что тоже придает работе определенную систематизацию. Представленный доклад емкий по объему и при этом достаточно информативный.
Для улучшения доклада я бы добавила немного информаций о том, в каком состоянии на период исследуемого времени находились другие отрасли психологии, в целях сравнения и обозначения того, только ли психотехника подвергалась такому бурному развитию.
У меня возникли следующие вопросы:
1. Как вы думаете, почему именно в данный период происходило такое бурное развитие психотехники?
2. Какой вклад внесла в психологию в целом такая ее отрасль как психотехника?

Большое спасибо за этот информативную рецензию, Ирина!
Соглашусь, что не хватает информации о том, в каком состоянии находились другие отрасли психологии, для обозначения того, только ли психотехника подвергалась такому бурному развитию.
Ответы на вопросы: отвечая на первый вопрос, повторюсь. Потому что у людей, в те года, появилась потребность в данной отрасли. Развитие индустриального мира шагнуло вперед, вследствие чего появились проблемы, которые психотехника решала. Не стоит забывать и про охватившим в 20-е гг. страну движением за научную организацию труда. Говоря про второй вопрос, можно сказать, что психотехника внесла огромный вклад в развитие психологии, например, опыт взаимодействия психологии с практикой, усиление связи науки и производства, учебной и трудовой деятельности, вовлечение значительного количества населения в диагностическую работу.

Виктория, благодарю за отзыв! Безумно рад, что Вы оценили по достоинству мой доклад. Учту указанные Вами недостатки о сравнения советской психотехники с другими странами. Думаю, на Ваш вопрос можно ответить так, причина ликвидации психотехники в том, что психотехника, вместо того, чтобы опираться на общую психологию, нашла опору в зарубежных идеалистических учениях. Психотехниками работали люди, не имевшие специального образования ‬врачи, физиологи, инженеры, производственники, которые не могли проводить настоящие психологические исследования. Также научная необоснованность основного метода ‬метода тестов, эмпиризм, выдаваемый за научную теорию, произвольность, привели к протестам против использования этого метода. Лишенная теоретических кадров и методологии, а также основного метода работы, психотехника была вынуждена свернуть свою работу. Рад был увидеть Вашу рецензию на свою работу!

Доброго времени суток! Отвечу на Ваши вопросы:
Думаю, на Ваш вопрос можно ответить так, причина ликвидации психотехники в том, что психотехника, вместо того, чтобы опираться на общую психологию, нашла опору в зарубежных идеалистических учениях. Психотехниками работали люди, не имевшие специального образования ‬врачи, физиологи, инженеры, производственники, которые не могли проводить настоящие психологические исследования. Также научная необоснованность основного метода ‬метода тестов, эмпиризм, выдаваемый за научную теорию, произвольность, привели к протестам против использования этого метода. Лишенная теоретических кадров и методологии, а также основного метода работы, психотехника была вынуждена свернуть свою работу.
Опираясь на найденную информацию, можно сказать, что это была прикладная психология, психология труда, организационная психология, инженерная психология.