есть совокупность сходств. Общее понималось как «тип», как характеристика, объединяющая и показывающая нюансы всего своеобразия мыслей, чувств, переживаний, поступков и действий людей конкретной национальности. Г.Г. Шпет подчеркивал, что для психолога идея, энергия, которая определяет отношение человека к окружающему миру и его законам, есть язык. То же толкование приложимо к языку как выражению национальной психологии, то есть язык нации формируется при определенных условиях и выражает отношение данной группы к этим условиям и предметам [4, 5]. Однако Г.Г. Шпет не смог осуществить дальнейшее развитие своих идей. В 1935 г. он был арестован и репрессирован, а спустя два года погиб в сталинских лагерях. Несмотря на то, что Г.Г. Шпет не успел осуществить многие из своих научных замыслов на практике, ему принадлежат особые заслуги в развитии теории этнической психологии в России. В конце 1920-х гг. проблемы этнопсихологии стали рассматриваться Львом Семеновичем Выготским (1896–1934) в контексте его культурноисторической теории, согласно которой основа психического развития – усвоение разнообразных средств (язык, знаки и символы), сформированных в процессе исторического развития человечества. Выготский различал довербальную стадию общения и довербальную форму интеллекта ребенка, утверждая, что языковое мышление возникает, когда они соединяются друг с другом. Это привело к взгляду на психическое как сферу значений, порождаемых языком, а, следовательно, и культурой. Развивая идеи о психологическом «присвоении» культуры, он пользовался работами французской социологической школы (Эмиль Дюргкейм и Люсьен ЛевиБрюль), а также немецкого автора Рихарда Турнвальда [2]. Предметом этнопсихологии считалось изучение социально-исторического развития поведения этноса и определенных его ступеней и форм. Под этнической психологией он понимал «психологию примитивных народов»,