primary logosecondary logo

Психологические идеи экзистенциализма в работах российских философов Н.А. Бердяева и Л.И. Шестова

?
Дата публикации: 
2020

Комментарии

Хочу выразить благодарность автору , за проделанную ей работу и новую для меня информацию, полученную из ее доклада. Хотела бы отметить некоторые положительные стороны работы, заключающиеся в грамотном обосновании указанной темы и верному подбору аргументации . В прочитанном материале четко прослеживается структура, и еще интересно, что автор включила информацию о"появлении пути" экзистенциональной психологии. Она акцентировала свое внимание не только на отдельном авторе и его психологических идеях, но и ввела общие теоретические понятие. Также я обратила внимание, что в работе говориться об актуальности психологических идей экзистенциальной психологи, однако эта информация не подкреплена аргументацией, можно было указать, как современные психологи используют ,интерпретируют идеи Бердяева и Шестова или указать ученых, которые использовали их концепции в своих трудах. Еще была бы благодарна, если бы получила ответы на некоторые вопросы, которые у меня возникли после изучения Вашей работы. Насколько я знаю, в экзистенциализме рассматриваются ещё понятия добра и зла. Как они представлены и представлены ли данные понятия в концепциях Бердяева и Шестова? Повлияло ли на развитие и преобразование ранних идей Льва Исааковича, что он переехал во Францию , общался с Эдмундом Гуссерлем, Клодом Леви-Строссом, Максом Шелером, Мартином Хайдеггером, Жоржем Батаем или это не сказалось на его концепции?
Благодарю за Вашу работу и ответы на мои вопросы.
С уважением, Мадьярова Елизавета.

Уважаемая Елизавета, спасибо Вам большое за отзыв. Замечательно, что Вы указали как плюсы работы, так и её минусы. Да, я согласна с Вами о том, что нужно было подкрепить актуальность экзистенциальной психологии жизненными примерами. Хотелось бы сделать это сейчас. К сожалению, такое направление в психологии как экзистенциализм, в России не оформлено и малоразвито. На моей памяти нет выдающихся русских психологов, изучающих и активно использующих идеи экзистенциализма и психотерапию. Но при этом, Н.А. Бердяева и Л.И. Шестова уважали за рубежом, и их идеи давали развитие зарубежному экзистенциализму. Однако, данное направление постепенно возвращается в Россию. Экзистенциальная психология имеет свои методики: экзистенциальный анализ и, самое главное, терапевтическая беседа, направленная на определенные стороны экзистенции. В целом, идеи Н.А. Бердяева и Л. И. Шестова повлияли на развитие экзистенциальной психологии в мире.
Концепция добра и зла также является важным элементом в экзистенциальной психологии. Конечно, в идеях религиозных экзистенциалистов они проявляются в соответствии с Божественной силой. Добро и зло появляются на начальный стадиях творения, представляя светлые и темные аспекты Божественного. Они есть не только в человеке, они везде. В сочетании, они порождают людей и события. Добро и зло пронизывают все, что есть в бытие. Но при этом, выделяется отдельно понятие морального зла, которое присуще только человеческой личности.
Переезд Л.И. Шестова сильно не повлиял на его идеи. Так как он не подделывался под европейские философские стандарты того времени. Первая работа, которая была выпущена во Франции - "Откровения смерти" была критически воспринята. Благодаря критике, Л.И.Шестов вышел в известные круга философов того времени. В целом, Л.И.Шестов не перенимал идей философов того времени, а наоборот, дискутировал с ними и тем самым развивал свои собственные.
Спасибо за очень интересные вопросы.
С уважением, Харисова Виктория.

Виктория, большое спасибо за выбор такой смелой и необычной темы. Более того тема очень непростая, для полного понимания следует вчитываться буквально в каждое слово. Даже не смотря на тезисное содержание, тема рассмотрена очень полно, это видно сразу.
Необычная мысль прозвучала у Л. Шестова о том, что истина познаётся через боль, страдания и ужас и ведёт к свободе, в наше время гедонизма, потребления и рекламы это читать очень непривычно. Согласны ли вы с его идеей или у вас на эту проблему есть свой взгляд?
Также интересно, почему ваш взгляд упал именно на религиозное направление? Развивалось ли секулярное направление в Росии XX века?
С уважением, Рябова Яна!

Уважаемая Яна, спасибо большое за отзыв!
Я думаю, что я все-таки склоняюсь к идее Л.И.Шестова о том, что истинное знание открывается тем, кто пережил трагедию. Но это очень тонкая грань. Тут все зависит от человека, от его внутренней силы. Пережив какую-либо трагедию, человек осознает ценность жизни, любви, свободы или других экзистенциальных абстракций. Есть и обратная сторона, когда человек «ломается», что может привести к новообразованиям в психике. В целом, экзистенциальная психотерапия как раз направлена на то, чтобы человек, не проживая трагедии, осознал важность экзистенциальных абстракций и открылся новым истинам.
К сожалению, секулярное направление экзистенциализма не развивалось в России в XX веке. Данное направление развивалось во Франции и Германии, такими философами как М. Хайдеггер, А. Камю, Жан Поль Сартр. Я думаю, это связано с высокой религиозностью нашего государства. На протяжении нескольких веков одним из ведущих структур управления была церковь. Конечно же, на развитие религиозного экзистенциализма Н.А. Бердяева и Л.И. Шестова повлияла их социальная обстановка. Именно поэтому, предметом моего изучения стал религиозный экзистенциализм и его психологические идеалистические идеи.
Спасибо Вам больше за вопросы!
С уважением, Харисова Виктория.

Виктория, спасибо вам за вашу работу, должен отметить что она оказалось довольно интересной но в то же время и непростой, было довольно увлекательно её читать анализируя приведенный вами текст и ваши доводы. Так же мне понравилась биографическая часть с описание этих выдающихся ученых и пояснение их взглядов. Так же отмечу что тема вашей работы соответствует написанному тексту и довольно полно раскрывает идей экзистенциализма. Минусов работы я не нашел и в целом она мне понравилась.
С уважением Гусев Даниил (КЛП)

Уважаемый Даниил, спасибо Вам большое за отзыв! Я учту Ваши комментарии при выполнении следующих работ.
С уважением, Харисова Виктория.

Уважаемая Виктория, выражаю вам благодарность за проделанную работу. По моему мнению, ваш доклад четко структурирован, а информация систематизирована. Я отметила наличие предпосылок развития экзистенциальной психологии. Текст выдержан в научном стиле, выводы обоснованны и соответствуют теме работы. Мне понравилось, что вы привели разные точки зрения на проблему, но при этом детально описали и проделали сравнительный анализ двух психологов. Я буду благодарна, если вы ответите на несколько моих вопросов. 1) Согласны ли вы с мнением автора Л. Шестова о том, что жизнь человека не подвергается влиянию внешних обстоятельств и люди не являются по своей сути частью общества? 2) Данное направление столкнулось с большим количеством критики или же отечественные авторы поддержали идеи экзистенциализма?
С уважением, Графова Ольга.

Спасибо большое, уважаемая Ольга, за отзыв! Постараюсь ответить на Ваши вопросы.
1) Этот тезис обозначает скорее не укоренившееся мнение, а идею, к которой надо стремиться. Когда Л.Шестов говорит о жизни человека, он имеет ввиду внутреннее состояние. Идеал Л. Шестова – независимый свободный человек. Человек, согласно идеям экзистенциализма, стремится к такому состоянию. Человек зависим от внешних обстоятельств и является частью социума, но для достижения экзистенциальных понятий, он должен в некоторой степени оградиться от социума.
2) Не встречала критических суждений экзистенциализма. Я думаю, что данное направление не подвергалось жесткой критике в научных кругах, так как его возникновение логично связано с социальной средой того времени. И не сказать, что идеи экзистенциализма подхватили и активно развивали в России. Разве что, данные идеи отразились в литературе. Например, в романе Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота».
Спасибо Вам за вопросы!
С уважением, Харисова Виктория.