Благодарность за рецензию.
Благодарность за рецензию.
Уважаемая Варвара, большое спасибо за Вашу рецензию! Своей работой мне хотелось показать, что военная психология в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время не впадала в «спячку», а активно, насколько позволяли предшествующие события и события нынешние, развивалась. Очень жаль, что у меня не получилось правильно раскрыть свои мысли! Однако благодаря Вашему замечанию я теперь знаю, на что мне следует обратить внимание, и буду работать над этим.
Еще раз спасибо!
С уважением, Солонтой Е.
- Log in to post comments
Отзыв
Отзыв
Екатерина, хочу выразить Вам свою признательность за этот очень интересный и содержательный доклад! В связи с тем, что до его прочтения я проблемой творческого мышления не особо интересовалась (а зря!), я действительно открыла для себя много нового.
Сперва хочу отметить язык написания Вашего доклада. Он, несмотря на свою научность, прост в понимании, благодаря чему текст читается довольно легко, а в дополнении с логичной подачей информации развитие Вашей мысли прослеживается весьма четко. Кроме того, мне понравилось то, что Вы, приведя разные позиции изучения творческого мышления, не выделили какую-то одну как единственно верную, что позволяет читателю самому сделать выбор. Однако, с другой стороны, мне не хватило лично Вашего мнения касательно данной темы. Что Вас в ней привлекло и подвигло на ее изучение? Чем она важна для Вас, для читателя?
Хочу также отметить еще один заинтересовавший меня момент. Отчего именно в 20 веке проблема творческого мышления набрала таких "оборотов"? Связано ли это с недавним становлением психологии в качестве науки?
В любом случае, еще раз большое Вам спасибо за Вашу работу!
С уважением, Солонтой Е. (КЛП)
- Log in to post comments
Ответ.
Ответ.
Уважаемая Варвара, большое спасибо Вам за Ваш комментарий! Рада слышать, что мой доклад Вам понравился.
Что же касается Вашего вопроса, то я с удовольствием отвечу на него! Так полагаю, речь идет о феноменах, изучавшихся во время Великой Отечественной войны? В таком случаю я могу упомянуть такие феномены, как феномен фатализма (работы С.Л. Рубинштейна), героического порыва (работа М.П. Феофанова (1941), статья М.М. Рубинштейна (1943), статья Н.Д. Левитова (1942)), страха и групповой паники (диссертация Г.А. Фортунатова (1942), исследование А.С. Прангвишвили (1943)) [1, 2, 3]. Как видно, исследователи действительно изучали природу данных явлений, которые, несомненно, влияли на развитие психологического знания не только такой дисциплины, как военная психология, но и, в силу того что благодаря этому продвигалось изучение закономерностей и механизмов функционирования психики человека вообще, на развитие отечественной психологии. Возможно, не в том масштабе, в котором бы хотелось, но лично я считаю, что вклад был.
Надеюсь, что смогла ответить на Ваш вопрос.
С уважением, Солонтой Е.Л.
[1] Сенявская Е.С. Психология войны в ХХ веке: исторический опыт России. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999. – 383 с.
[2] Дьяченко М.И. Советская психологическая наука на службе Родины // Вопросы психологии. – № 3. – 1985. – С. 5-13. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1985/853/853005.htm (дата обращения: 22.04.2020)
[3] Барабанщиков А.В. Советская психология в годы Великой Отечественной войны // Вопросы психологии. – № 2. – 1985. – С. 12-22. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1985/852/852012.htm (дата обращения: 22.04.2020)
- Log in to post comments
Отзыв.
Отзыв.
Евгений, большое спасибо Вам за этот доклад! Благодаря ему я подчерпнула для себя много полезной информации. В связи с тем, что я больше интересовалась развитием конкретно военной психологии во время Великой Отечественной войны, мне было очень интересно читать о достижениях в «мирной» сфере.
Если говорить о качестве работы, то я уверенно могу сказать, что довольно неплохо! Есть логика повествования, плавно переходите от достижений в одной области (временном промежутке) к достижениям в другой, нет раздробленности информации, поэтому читается и воспринимается достаточно легко. Однако было и несколько огорчивших меня моментов.
Первый. Я не увидела цитирования и ссылок на источники. Так, библиографический список приведен и оформлен по всем правилам, но хотелось бы видеть, в каких местах вы задействовали информацию из того или иного источника, что не только бы подтверждало ее достоверность, но и позволяло заинтересовавшемуся цитируемой информацией читателю легко обнаружить нужную ему литературу для более подробного ознакомления.
Второй. Лично мне не хватило конкретно Вашего отношения к исследуемой теме. Она, бесспорно, интересна, но это мое мнение. А почему же Вы решили изучить именно ее? Чем она привлекла Вас? Возможно, Вы хотели что-то доказать или опровергнуть… К сожалению, я этого не увидела.
В любом случае, еще раз огромное спасибо Вам за то, что решили осветить данную тему!
С уважением, Солонтой Е. (КЛП)
- Log in to post comments
Благодарность за отзыв и
Благодарность за отзыв и ответы на вопросы.
Уважаемая Татьяна, огромное спасибо Вам за рецензию! Очень приятно, что Вы оценили мой труд!
Что же касается периодизации, то в своем докладе я рассматривала лишь этап анабиоза, к которому и причисляются годы Великой Отечественной войны и послевоенное время. Этот этап для большего удобства я разделила еще на три этапа, которые затем характеризовала в своей работе: предвоенный этап, этап войны и послевоенный этап. Поэтому-то эти три этапа и не совпадают с указанными в начале четырьмя.
Что же касается Вашего второго вопроса, то говоря, что военная психология как наука и практика зародилась именно в России, я ссылаюсь на А.Г. Караяни [1], который приводит следующие аргументы:
Во-первых, в России был создан первый в истории специальный орган, ориентированный на осуществление военно-психологических исследований и разработку методов военной психологии. В 1908 г. в рамках Общества ревнителей военных знаний был учрежден Отдел военной психологии. Таким образом, в России появились первые специалисты, которые назывались военными психологами.
Во-вторых, данным Отделом был принят первый в истории официальный военно-психологический документ — Устав Отдела военной психологии.
В-третьих, российские военные психологи первыми разработали программу строительства военной психологии, организовали первые исследования и дискуссии по важнейшим направлениям приложения психологических знаний к практике боевой деятельности войск. За четыре года (1908—1912) состоялось 50 заседаний Отдела, были прочитаны и обсуждены доклады по проблемам военной психологии, опубликовано более десятка работ, отражающих результаты военно-психологических исследований сотрудников отдела.
Еще раз большое спасибо Вам за отзыв и вопросы! Надеюсь, я смогла на них ответить. С уважением, Солонтой Е.Л.
[1] Караяни А. Г. Военная психология в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для вузов / А. Г. Караяни. — М.: Юрайт, 2016. – 218 с. – (Специалист).