Марина, премного благодарю
Марина, премного благодарю вас за такой прекрасный отзыв и заданный вопрос!
Отвечу я на него положительно: когда изучала его биографию, то, конечно же, натыкалась на многие интересные моменты. Вклад Ананьева в психологию огромен и велик и заслуживает уважения. Назову некоторые моменты из его научной биографии: этот человек является основателем ленинградской психологической школы. Так же ему принадлежит структурно-генетическая концепция человека, в которой человек анализируется как сложно организованная трехуровневая система: как индивид, как личность и как индивидуальность, и рассматривается как изменяющий свои свойства в процессе жизненного пути. Не стоит забывать и о теории индивидуальности, трактуемой на разных, но взаимосвязанных понятиях: индивидуальность как одна из подструктур человека, наряду с индивидом, личностью, субъектом деятельности, и «единичный человек как индивидуальность», то есть отличия по отдельным признакам. В принципе, думаю, на этом можно остановиться, так как информации, содержащей вклад Б.Г. Ананьева в психологию, хватит на еще одну работу.
Благодарю еще раз Вас за вопрос, он очень мне понравился!
С уважением, Храмченкова Ксения КЛП
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Благодарю за Ваш доклад,
Благодарю за Ваш доклад, Лариса! Было интересно прочитать не только о Ленинградской психологической школе, но и о непосредственном вкладе Б.Г. Ананьева в её развитие. Стоит отметить, что, как мне кажется, вы очень хорошо и понятно описали мнение Ананьева о ценности антропологического принципа для развития психологии, можно подчерпнуть много нового для себя. Тем не менее, возможно, некоторые моменты, связанные именно с психологическими исследованиями Ананьева, можно было бы раскрыть более полно. Но в целом работа имеет весьма достойный вид.
После прочтения у меня появился вопрос: как проявлялся антропологический принцип в работах Б.Г. Ананьева?
С уважением, Храмченкова Ксения КЛП
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Благодарю за доклад, Марина!
Благодарю за доклад, Марина! Мне кажется, раскрытая тема действительно заслуживает внимания, ибо Ананьев и вправду многое привнес в изучение структуры личности. Из плюсов работы могу отметить, что доклад достаточно легок к прочтению, хорошо структурирован, видна глубокая работа с источниками. Наверное, хотелось бы чуть глубже узнать о предпосылках к изучению структуры личности конкретно Ананьевым, ибо в Вашем докладе этот вопрос еле затронут, но это не минус, а скорее как дополнение. Также мне кажется, что для изучения работ других авторов можно было использовать источники посущественней, нежели пособия, однако я понимаю, что для работы был нужен лишь поверхностный взгляд на этот момент, и в целом получилось довольно емко и информативно. В связи с этим хотелось бы задать вопрос: какая из зарубежных теорий, представленных в вашем докладе, кажется вам наиболее интересной?
Заранее благодарю за ответ, с уважением Храмченкова Ксения КЛП
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Дорогая Лариса, благодарю вас
Дорогая Лариса, благодарю вас за ваш отзыв и вопрос!
Думаю, что сложно рассуждать на эту тему только с позиции «плохо» или «хорошо». Так же еще влияет тот фактор, что мы не можем предсказать, какие события могли бы произойти в то время, если бы войны не было. Перевод на военные рельсы, с одной стороны, несомненно, повлиял в лучшую сторону на науку: ей было позволено решать новые задачи, была возможность решать их в совместно с представителями других наук, что расширяло спектр изучения поставленной проблемы. Произошел рост «авторитетности» психологии в глазах правительства и чиновников (следовательно, расширение штата, финансирование); рост региональных психологических лабораторий, кафедр, развитие научной деятельности в тех районах страны, где ранее подобной деятельности почти не было. Ну и, конечно же, полученный учеными огромный объем информации, позднее преобразовавшийся в новые научные работы и исследования. С другой стороны, принудительный перевод вектора деятельности ученых повлек за собой вероятность того, что к исследованиям, которыми ранее занимались ученые, они могли не вернуться и не продолжить развитие, возможно, «прорывной» теории или идеи для этой науки. Следовательно, из принудительного перевода, упало количество исследований, не касавшихся военной тематики, то есть на период 1941-1945 работы над изучением детской психики, разработкой новых теорий развитие «мирной» психологии приостановилось.
Надеюсь, смогла удовлетворить ваше любопытство, ответив на ваш вопрос. Еще раз благодарю вас за возможность ответить на него!
С уважением, Храмченкова Ксения КЛП