primary logosecondary logo

Развитие отечественной детской психологии и педологии в XX веке

?
Дата публикации: 
2020
В открытом доступе

Комментарии

Уважаемая Екатерина, большое спасибо вам за доклад, внимательно отнеслись ко владу учёных , вложивших свои труды в развитие отечественной педагогики и педологии, что помогло мне понять как именно происходило становление детской психологии. Возник некоторый вопрос, почему именно в 1928 году Педологический съезд стал итогом важного этапа в становлении и развитии отечественной педологии? Какие учёные принимали в этом съезде участие? Что именно было там выработано? Благодарю Вас заранее за ответ!

Уважаемая Алина, благодарю за внимательное прочтение, за ваш отзыв и ваши вопросы, буду рада ответить на них.
Данный съезд был первым педологическим съездом в отечественной истории психологии. Разумеется, ранее детская психология и педология тоже активно обсуждались учёными, но в рамках общих съездов, где помимо проблем педагогической психологии обсуждалась масса других. В работе первого съезда педологов приняли участие, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, Л.С. Выготский, П. Блонский, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищев, Ю.А. Левин, и другие. Если вас заинтересует - А.Б. Залкинд собрал в своей книге "Основные проблемы педологии в СССР (по тезисам Первого Всероссийского педологического съезда)" тезисы всех докладов учёных по секциям в зависимости от изучаемого ими возраста и проблемы. После этого съезда педология получила официальное признание, «объединила» свои разрозненные силы, и наметила пути сотрудничества с педиатрией и педагогикой как методологическую основу. После съезда начал выходить объемный журнал «Педология» под редакцией проф. А.Б. Залкинда, первые номера которого в основном были собраны из докладов, прозвучавших на съезде. Педология получила необходимые ассигнования, и практически период с начала 1928 по 1931 г. является расцветом «советской» педологии. В это время идет внедрение педологических методов в практику педагогической работы, школа пополняется педологическими кадрами, вырабатывается программа Наркомпроса по педологии, в педиатрии готовятся кадры врачей-педологов.
Надеюсь, я удовлетворила ваше любопытство.
Примечание: в своём ответе я использовала источник:
П.Я. Шварцман, И.В. Кузнецова. Педология // Репрессированная наука. Выпуск 2. СПб.: Наука, 1994, с.121-139.

Как ты думаешь может ли психология детства стать центральным местом в системе наук о ребёнке?

Уважаемая Ирина, благодарю за внимательное прочтение и за ваш вопрос, буду рада ответить на него.
Я думаю, что детская психология не просто может стать такой - она таковой и является. Раньше ситуация обстояла по-другому, были слабо развиты общие науки о человеке, и психология детства тоже развивалась медленно. Однако мы осознаём, что ключ к пониманию теоретических и практических проблем детства заключается в его психическом своеобразии. А поскольку от гармоничного развития ребёнка (даже не столько физического, сколько психического) зависит очень многое в дальнейшей его жизни, мы можем сказать, что детская психология стоит в центре наук о ребёнке. Надеюсь, я смогла удовлетворить ваше любопытство.

Интересно было прочесть о предпосылках развития педологии до 20го века. Таким образом, можно проследить начало, становление и разницу в протекании научных достижений. Автор кратко раскрывает суть тех или иных достижений и идей, что дает возможность представлять картину событий целиком.
Но мне не хватило причин, по которым произошел разгром педологии в советское время, и как собственно она смогла возродиться? Какие ученые этому поспособствовали, и каким образом? Также хотелось бы открытого сравнения с другими странами, происходила ли подобная критика о педологии также как у нас, отставали ли мы от них?

Уважаемая Алёна, благодарю за внимательное прочтение, за ваш отзыв и ваши вопросы, буду рада ответить на них.
Педология была уже на самом пике своего становления и стала давать первые результаты, но правительству и партии не нужны были индивидуальности. Поэтому постановлением 1936 года педология фактически была запрещена. Она была объявлена антимарксистской, реакционной буржуазной лженаукой. Полностью были ликвидированы все педологические учреждения и учебные факультеты. Педологов увольняют с работы, арестовывают. Гонения были настолько серьёзными, что педагоги тряслись в ужасе при мысли о возможном упоминании их фамилии хоть в какой-нибудь связи с педологией Главной причиной такой ситуации стала в первую очередь изменившаяся социально-политическая обстановка в СССР, а именно: начало сталинской эпохи в истории нашей страны. Педология ставила перед собой задачу гармоничного развития свободной личности, а в условиях того времени, при жесткой иерархии и подчинённости в обществе и, следовательно, в школе, педология теряла свою актуальность. К тому же жесткую критику вызывала и сама наука педология: критиковалось отсутствие квалифицированных специалистов-педологов, механистичность в подходе, отсутствие четкого и ясного предмета, слишком сильная ориентация на тесты, подчас приводящая к внесению в разряд слабоумных детей с педагогической запущенностью или задержкой психического развития. Также существует мнение, что разгром педологии был связан с политической игрой - педологию поддерживала Н.К. Крупская, супруга В.И.Ленина, принимавшая участие в первом Педологическом съезде (1927-1928).
С 1950-х годов начался постепенный возврат некоторых идей и методов педологии в педагогику и психологию, что было связано в целом с некоторым смягчением политического климата в стране, а также с развитием кибернетики, генетики и прикладных направлений психологии, в частности, в области инженерной, космической и индустриальной психологии и связанных с ними методов программированного обучения и т. п. в народном образовании и педагогике. Представителями детской и педагогической психологии в то время были такие учёные, как Б.Г.Ананьев, В.Н Мясищев, Д. И. Фельдштейн, В. С. Мухина, В.А.Петровский., В. В. Давыдов.
Развитие детской психологии за рубежом шло быстрыми темпами, однако отечественные ученые не уступали иностранным коллегам. Не могу судить о кризисах детской и педагогической зарубежной психологии, поскольку не углублялась в эту тему, но насколько я знаю, формальных запретов, как в СССР не было. Надеюсь, я удовлетворила ваше любопытство.
Примечание:
В ответе я пользовалась следующими материалами:
П.Я. Шварцман, И.В. Кузнецова. Педология // Репрессированная наука. Выпуск 2. СПб.: Наука, 1994, с.121-139.
Марцинковская Т.Д. История детской психологии: Учебник для студ. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 272 с.
Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Гардарики, 2005. – 287 с.

Уважаемая Екатерина, спасибо за Ваш полноценные исчерпывающие ответы на мои вопросы.

Спасибо за Вашу работу. Было интересно прочитать про становление и развитие отечественной детской психологии. Отдельно хочу отметить, что Вы указали достаточно много концепций разных исследователей, я узнала для себя много нового. У Вас отличная периодизация, радует наличие описания предпосылок становления отрасли психологического знания. Было бы интересно узнать, о каких именно особенностях становления детской психологии в СССР шла речь в Вашей работе, которые отличали его от западного?
Заранее благодарю за Ваш ответ.
С уважением, Голубцова Валерия (КЛП)

Уважаемая Валерия, благодарю за внимательное прочтение текста, за ваш отзыв и ваш вопрос, буду рада ответить на него. Развитие детской психологии в СССР отличалось как минимум тем, что именно в России первоначальный интерес к педологии и детской психологии был подготовлен предшествующим развитием смежных наук – физиологии, педиатрии, психиатрии. Также важным отличием были социокультурные и политические условия СССР. Например, это сильно повлияло на развитие отечественной психологии в 30-40-х годах, когда педология была фактически запрещена. Надеюсь, я смогла ответить на ваш вопрос.