primary logosecondary logo

Разработка и использование методик и процедур профессионального психологического отбора в отечественной психологии 80-90 гг. XX столетия

?
Дата публикации: 
2020
В открытом доступе

Comments

Анастасия, спасибо за столь важную и в то же время сложную тему доклада! Профотбор - важная сфера работы психологов, а потому ваша работа в его истории действительно актуальна.
Мне очень понравилась структура доклада, все пункты очень оправданы и последовательны, также порадовало раскрытие понятия психодиагностики. Тезисное содержание доступно раскрывает основные направления развития методик и процедур профессионального психологического отбора в России XX века.
Возникло несколько вопросов:
1. Были ли ещё какие-то подходы к пониманию психологической диагностики в то время?
2. Как вы считаете, есть ли какие-то ограничения для использования психологической диагностики в профессиях? А в отборе на какие профессии без психологической диагностики не обойтись? Единственное, пожалуй, не хватило изучения полноты взглядов, дискуссий, критики отечественных учёных-психологов по данной теме.
С уважением, Рябова Яна!

Уважаемая Яна, благодарю вас за столь внимательное изучение моей работы, положительные отзывы о ней и интересные вопросы. Я действительно очень старалась построить текст своей работы структурировано для наиболее легкой обработки материала и рада, что это все-таки принесло свою пользу для читателя. Говоря о отсутствии углубленного изучения полноты взглядов, дискуссий, критики отечественных учёных-психологов по данной теме, могу заметить, что мне очень жаль, что не смогла предоставить вам столь интересной информации, однако это связано с тем, что были установлены количественные рамки на размер текста доклада, в которые я очень постаралась уложиться. Отвечаю на ваши вопросы. Существовали различные трактовки определения психологической диагностики, однако суть их была все той же, к примеру, в «Кратком психологическом словаре», 1985 г. дается следующее определение психодиагностики: «психодиагностика - это область психологии, разрабатывающая методы выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности». В учебном пособии «Психологическая диагностика» (Под редакцией К.М. Гуревича, Е.Е. Боршовой, Москва, 2000 г.) психодиагностика определена «как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека». Касательно второго вопроса, я не считаю, что существуют какие-либо ограничения для использования психологической диагностики в различных профессиях, потому как в любом виде деятельности не будет лишней обработка психологических показателей сотрудников, однако на практике, зачастую, психодиагностику не применяют для приема на рабочие профессии. Отвечая на ваш третий вопрос хочу заметить, что я привела в своей работе именно те сферы профессиональной деятельности, где, на мой взгляд, проведение психодиагностических процедур необходимо. Также могу добавить к списку профессии, подразумевающей под собой непосредственную работу с людьми, это полиция, медицина, психология, службы по работе в чрезвычайных ситуациях. Надеюсь я смогла подробно ответить на все ваши вопросы.

Спасибо большое за Ваш доклад. Тема действительно интересная и в то же время тяжелая для изучения. На мой взгляд, Вам удалось достаточно полно раскрыть тему Вашего исследования. Видно, что был проделан большой труд. Также Ваш текст очень хорошо структурирован, это позволяет легко в нем ориентироваться и понимать, о чем идет речь в данном разделе. У Вас очень хорошее описание применения и истории разработки, что полностью соответствует заявленной теме доклада. Единственное, мне не хватило описания функций психологической диагностики. Не могли бы Вы их пояснить? Также Вы описали применение диагностики в таких структурах, как военное дело, спорт и педагогика. А в каких-то еще структурах социальной и трудовой жизни она применяется?
Заранее благодарю Вас за ответы.
С уважением, Голубцова Валерия (КЛП)

Уважаемая Валерия, мне очень приятно, что вы прочли мой доклад и оставили столь лестные комментарии о нем. Я согласна с вами, что теме несомненна интересна, даже в настоящее время. Я сожалею, что вам не хватило описания функций психологической диагностики, но для их понимания я включила в работу отдельный раздел «понятие психодиагностики и психодиагностических методик», которые, как я надеялась, смогут раскрыть суть функций психодиагностики. В связи с вашим вопросом поясняю две функции психодиагностики: 1) научная, подразумевает под собой деятельность по конструированию психодиагностических методик, оценку их качества и практической полезности; 2) практическая, заключающаяся в применение психодиагностических методик, измерении, анализе и оценке индивидуальных особенностей человека, разделении людей на группы в связи с их особенностями. Также отвечаю на второй ваш вопрос. Да, процедуры психологический диагностики применяются и в других сферах деятельности, к примеру, в профориентационной деятельности старшеклассников и студентов, в наборе сотрудников в такие структуры как полиция, здравоохранение.

Уважаемая Анастасия, ваша работа очень заинтересовала меня, поэтому возникла пара вопросов, надеюсь на ваш ответ.
1) Какие результаты будут решающими для отбора, например, в легкоатлеты, по приведенному вами опроснику ЧХТ?
2) Что подразумевают под собой методики по определению выраженности педагогического мастерства? Если не трудно, то приведите, пожалуйста, пример какой-то одной методики и на основании ее поясните.
С уважением, Алимова Анастасия

Уважаемая Анастасия, спасибо за то, что уделили время на прочтение моей работы и задали довольно интересные вопросы к ней. Отвечаю на ваш первый вопрос. Сами опросники ЧХТ имеют 10 разделов, каждый из которых отвечает за определенный ряд сведений (о развитии сигнальных систем, о эмоциональной стабильности и т. д). Оценка производится по сумме положительных ответов, а для удобства статистической обработки результатов может применяться девятибалльная оценка. Во время оценки результатов бланкового теста ЧХТ при анализе раздела 9 (о искренности) при наличии пяти положительных ответов результаты опросника подвергаются сомнению, при наличии шести положительных ответов результаты проведенного опроса не принимают во внимание (относительно различных видов спорта, в особенности командных).
Под методиками выраженности педагогического мастерства понимается определение социальных способностей педагога, степени сформированности социальных умений (самодостаточность, доминантиность и т. д), эмоциональной устойчивости в процессе общения, уровня невербальной компетентности. Привести пример какой-нибудь методики выраженности педагогического мастерства довольно проблематично, поскольку все они состоят из большого количества вопросов (до 72 вопросов), на основе обработки ответов на которые и делаются выводы о выраженности педагогического мастерства.

Уважаемая Анастасия, благодарю за Ваши старания при написании данной работы!
Мне очень симпатизирует выбранная Вами тема, она кажется нестандартной и интересной. Хочется отметить то, что Вы очень грамотно определили временные рамки, из-за этого Ваш доклад получился ёмким и структурированным, никакой лишней информации, всё весьма понятно! После прочтения работы, мне захотелось подробнее рассмотреть некоторые методики, которые Вы указали в качестве примеров (н-р: карта личности К. К. Платонова и опросники ЧХТ, Айзека). Акцентирование внимания на профпригодности, на мой взгляд, является очень большим прорывом в развитии психологии, насколько это упростило выбор профессии, выработанные методики и процедуры профессионального психологического отбора способствовали реализации людей именно в тех профессиях, которые им подходят, используя такие методики можно в большей степени быть уверенным в компетентности техе или иных работников.
Я полностью уверена, что вы справились с поставленной задачей, Ваш доклад получился занимательным и понятным, думаю, что вернусь к его прочтению еще не раз.
Дальнейших успехов Вам!
С уважением, Чигирева Анна

Уважаемая Анна, благодарю вас за прочтение моей работы! Спасибо вам за положительную оценку моего доклада, мне очень приятно, что я смогла вызвать в вас интерес к дальнейшему изучению темы профессиональной психодиагностики, она действительна интересна и полезна для применения в жизни. Еще раз, спасибо!

Анастасия, большое спасибо за ваш доклад.
Было очень интересно и полезно разобраться в данной теме, поскольку нам, как студентам - психологам, предстоит пройти еще множество методик, а некоторым из нас в будущем придется поводить профессиональный отбор кандидатов ( к примеру, будущим работникам МЧС).
Не могли бы вы уточнить, кем из отечественных психологов разрабатывались тесты для профессионального отбора или проводились какие-либо иные мероприятия по определению профессионально значимых черт.
С уважением, Ветошкина Ульяна, клп

Уважаемая Ульяна, спасибо за ваш положительные отзыв на мою работу! Нам, как студентам психологам, действительно наиболее важно ознакомление с методиками профессионального психологического отбора для накопления опыта и знаний для успешной и эффективной работы в будущем. По вашей просьбе уточняю имена отечественных психологов, которые принимали непосредственное участие в разработке методик и тестов профессионально психологического отбора. К этим ученым относятся: Н. С. Пряжников, В. М. Блейхер, Л. Ф. Бурлачук, Личко, Иванов, В. В Столин, Шмелев, Мельников, Ямпольский, Залевский, Сенин, Романова, Анастази и др. Здесь перечислена лишь малая часть ученых, которые работали над разработкой профессиональных психодиагностических процедур и методик. Надеюсь, я смогла привести достаточное количество фамилий и ответила на ваш вопрос.