primary logosecondary logo

Проблема сознания в трудах Л.С. Выготского

?
Дата публикации: 
2020
В открытом доступе

Comments

Екатерина, спасибо за доклад. Выбранная вами тема очень интересна и актуальна. Ведь проблема сознания и сегодня остается неразрешенной.
На мой взгляд, вы хорошо поработали с литературой, и благодаря этому получился качественный и логически завершенный доклад.
Во время прочтения у меня появился вопрос. Почему Л.С. Выготский пользовался понятиями "раздражитель - рефлекс" и "стимул - реакция", которые являются ключевыми в рефлексологии и бихевиоризме, если он критиковал эти направления? Заранее благодарю за ответ.
С уважением, Кушева Екатерина(ПСХ).

Екатерина, спасибо большое за Ваши отзыв и вопрос.
Л.С. Выготский предлагает известную схему, главным звеном которой является стимул-средство. У человека, говорит он, в отличие от животного, есть орудия, которые он применяет. В процессе интериоризации орудия приобретают форму внутреннего знака. Возникает ситуация, когда человек, делающий что-то руками, в дальнейшем начинает осуществлять сходные операции психологически. Таким образом, образуется «рефлекс» человека. Именно эти проблемы рассматривает Выготский в «Истории развития высших психических функций».
Говоря о рефлексах, в своей работе "Психология развития человека" Л. С. Выготский пишет, что все в мире - рефлекс, но, продолжает он, чем же один рефлекс отличается от другого. Ведь это - совершенно разные проявления жизнедеятельности. И амеба реагирует на свет, и человек реагирует на роман Достоевского. Разве это - одно и то же? Разумеется, нет. Это - качественно разные реакции. Человеческий рефлекс - это совершенно другое. Человек, кроме условных и безусловных рефлексов - что демонстрирует его родство с животными - является носителем исторического, социального опыта и способности превращать свои образы в предметы, т.е. способности трудиться. Отсюда вывод, который делает Выготский: слово «рефлекс», распространенное на совершенно разные сферы, перестает что-либо объяснять. Оно уже не работает как научный термин. Но если вы начинаете при помощи этого слова объяснять весь мир, то вы ничего не объясните.

Екатерина, благодарю за ответ!
С уважением, Кушева Екатерина.

Спасибо за доклад, Екатерина! На мой взгляд, данная проблема очень интересная и достаточно актуальная, т.к. она является центральной в науках о человеке и привлекает внимание философов и психологов. Учение о сознании является основой решения многих теоретических вопросов и практических задач.
Считаю, что автор максимально подробно рассказал о данной проблеме, очень точно передал важные моменты развития идей о сознании. Доклад написан понятным, простым языком, не перегружен информацией. В конце прекрасный вывод, который логично заканчивает работу и ещё раз подчеркивает важные моменты.
Особых замечаний к докладу у меня нет, но можно было бы привести примеры исследований и результатов ученого по данной проблеме. На мой взгляд, есть незначительные погрешности в оформлении.
Но у меня есть несколько вопросов.
1. Как можно определить наличие сознания, и в какой момент зарождается сознание людей?
2. Какие исследования проводил Л.С. Выготский по данной проблеме? Какие были результаты?
3. Какие функции выполняет сознание?
Спасибо за Ваш доклад и Ваши будущие ответы!
С уважением, Падурий Анастасия (ПСХ)

Анастасия, благодарю за отзыв и вопросы.
1. Сознание развивалось у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становилось возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Кроме того, и в филогенезе, и в онтогенезе субъективным носителем человеческого сознания становится речь, которая вначале выступает как средство общения, а затем становится средством мышления.
2. Концепция Выготского о происхождении сознания.
а)Человек и природа
• при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений
субъекта со средой, т.е. человек действует на природу и видоизменяет ее
• существование механизмов изменения природы со стороны человека: создание орудий
труда, развитие материального производства
б) Человек и его собственная психика
• человек научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие
психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности
• человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью
орудий(психологических)
в) Генетические аспекты
• в процессе совместного труда происходило общение между его участниками с помощью
специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса
• первыми словами были слова-приказы, в процессе деятельности человек стал обращать
приказы на себя
Л.С. Выготский показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции, названные высшими психическими функциями, составляют высший уровень психики человека, обобщенно названный сознанием. Они формируются в ходе социального общения. Выготский писал, что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой. На протяжении своей жизни животные, видоизменяясь, приспосабливались к условиям среды. Человек, наоборот, действует на природу и видоизменяет ее посредством создания орудий труда, развитием материального производства
3. Отражательная. Сознание организует познавательные процессы.
Оценочная. Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.
Креативная. Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения: изобретательство, художественное творчество.
Рефлексивная. Разновидностью сознания является самосознание — процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д. «Рефлексия» — это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе, механизм взаимопонимания, осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует.
Преобразующая. Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению.
Времяобразующая. Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем. Этим сознание человека отличается от психики животных.

Здравствуйте, Екатерина!
Соглашусь с выше отозвавшимися, действительно, доклад достойный. В нем есть четкая структура, отображен взгляд Л.С. Выготского на ведущие в то время направления науки - бихевиоризм и рефлексологию, а также заметно, что Лев Семенович сделал многое для возвращения к сознанию, как предмету психологии.
Особенно приятно, что Вы обозначили то, каким видит сознание Лев Семенович и какие свойства ему приписывает.
Единственное, хотелось бы уточнить Ваше мнение, почему же такой видный ученый как Л.С. Выготский, будучи классиком отечественной психологии, не смог заручиться должной поддержкой своих коллег-современников, при создании "новой" психологии?
Заранее спасибо Вам за ответ!

Майрануш, благодарю Вас за отзыв и заданный вопрос!
К сожалению, во времена развития Льва Семеновича Выготского как психолога возникли репрессии после революции 1917 года.
Ученый подвергался травле, его обвиняли в отходе от марксистских взглядов, в идеологических «извращениях», в подмене истинной науки, стоящей на «коммунистических» позициях. Публиковались многочисленные статьи и фельетоны, обвиняющие Выготского во всевозможных научных «отклонениях». Поэтому никто не поддерживал ученого в его деятельности.

Добрый вечер,Екатерина!
Доклад очень интерестный и познавательный! Спасибо за такую возможность проникнуть в эту тему.
Мнение Л.С.Выготского о сознании мы прочли и поняли, интересно узнать ваше мнение об этом. Что вы скажите о сознании в трудах? Быть может даже в написании своего доклада. Сколько времени у вас ушло на написание доклада?
Спасибо за ответ, заранее!

Эльмира, спасибо за вопрос!
Если я правильно Вас поняла, в моем понимании, сознание- это высшая форма отражения объективной действительности, продукт развития психики, способность осознания себя и окружающего мира.
На написание доклада у меня ушло почти все отведенное на это время.

Здравствуйте, Екатерина, было очень интересно прочесть ваш доклад. вы очень лаконично осветили проблемы, поднимаеимые Л.С. Выготским. Я согласен с его мнением о том, что "человек - это не просто кожаный мешок с рефлексами", что нельзя изучать психику, не застрагивая при этом сознание. Благодарю вас также за хорошие цитаты, они помогают наиболее точно донести информацию до читателя, избегая игры в "глухой телефон". Ваша работа заставила меня задуматься о параллелях зарубежной и отечественной психологии. Кстати, было весьма интересно наблюдать переплетения жизненных путей различных, уже известных нам, учёных, это помогает многое понять. Явных минусов в вашей работе я не уличил, в любом случае, если здесь и есть какие-то недостатки, то это лишь от недостатка опытом, который, как нам всем известно, приходит со временем. Я желаю вам дальнейших успехов и развития в этом нелёгком и очень интересном деле. Напоследок задам вам вопрос: можем ли мы назвать Л.С. Выготского первым, кто заговорил о феномене бессознательного в отечественной психологии, или же до него эта тема уже затрагивалась. Заранее благодарю Вас за ответ.
С уважением,
Радченко Лев

Спасибо большое за Ваши отзыв и вопрос, Лев!
Первым о бессознательном в отечественной психологии заговорил Д. Н. Узнадзе. Проблема бессознательного разрабатывалась в связи с теорией установки этого ученого. Узнадзе считает установку основным регулятивным механизмом поведения человека, определяя его направленность и избирательную активность.