Анастасия, спасибо за столь важную и в то же время сложную тему доклада! Профотбор - важная сфера работы психологов, а потому ваша работа в его истории действительно актуальна.
Мне очень понравилась структура доклада, все пункты очень оправданы и последовательны, также порадовало раскрытие понятия психодиагностики. Тезисное содержание доступно раскрывает основные направления развития методик и процедур профессионального психологического отбора в России XX века.
Возникло несколько вопросов:
1. Были ли ещё какие-то подходы к пониманию психологической диагностики в то время?
2. Как вы считаете, есть ли какие-то ограничения для использования психологической диагностики в профессиях? А в отборе на какие профессии без психологической диагностики не обойтись? Единственное, пожалуй, не хватило изучения полноты взглядов, дискуссий, критики отечественных учёных-психологов по данной теме.
С уважением, Рябова Яна!
Уважаемая Яна, благодарю вас за столь внимательное изучение моей работы, положительные отзывы о ней и интересные вопросы. Я действительно очень старалась построить текст своей работы структурировано для наиболее легкой обработки материала и рада, что это все-таки принесло свою пользу для читателя. Говоря о отсутствии углубленного изучения полноты взглядов, дискуссий, критики отечественных учёных-психологов по данной теме, могу заметить, что мне очень жаль, что не смогла предоставить вам столь интересной информации, однако это связано с тем, что были установлены количественные рамки на размер текста доклада, в которые я очень постаралась уложиться. Отвечаю на ваши вопросы. Существовали различные трактовки определения психологической диагностики, однако суть их была все той же, к примеру, в «Кратком психологическом словаре», 1985 г. дается следующее определение психодиагностики: «психодиагностика - это область психологии, разрабатывающая методы выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности». В учебном пособии «Психологическая диагностика» (Под редакцией К.М. Гуревича, Е.Е. Боршовой, Москва, 2000 г.) психодиагностика определена «как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека». Касательно второго вопроса, я не считаю, что существуют какие-либо ограничения для использования психологической диагностики в различных профессиях, потому как в любом виде деятельности не будет лишней обработка психологических показателей сотрудников, однако на практике, зачастую, психодиагностику не применяют для приема на рабочие профессии. Отвечая на ваш третий вопрос хочу заметить, что я привела в своей работе именно те сферы профессиональной деятельности, где, на мой взгляд, проведение психодиагностических процедур необходимо. Также могу добавить к списку профессии, подразумевающей под собой непосредственную работу с людьми, это полиция, медицина, психология, службы по работе в чрезвычайных ситуациях. Надеюсь я смогла подробно ответить на все ваши вопросы.
Спасибо большое за Ваш доклад. Тема действительно интересная и в то же время тяжелая для изучения. На мой взгляд, Вам удалось достаточно полно раскрыть тему Вашего исследования. Видно, что был проделан большой труд. Также Ваш текст очень хорошо структурирован, это позволяет легко в нем ориентироваться и понимать, о чем идет речь в данном разделе. У Вас очень хорошее описание применения и истории разработки, что полностью соответствует заявленной теме доклада. Единственное, мне не хватило описания функций психологической диагностики. Не могли бы Вы их пояснить? Также Вы описали применение диагностики в таких структурах, как военное дело, спорт и педагогика. А в каких-то еще структурах социальной и трудовой жизни она применяется?
Заранее благодарю Вас за ответы.
С уважением, Голубцова Валерия (КЛП)
Уважаемая Валерия, мне очень приятно, что вы прочли мой доклад и оставили столь лестные комментарии о нем. Я согласна с вами, что теме несомненна интересна, даже в настоящее время. Я сожалею, что вам не хватило описания функций психологической диагностики, но для их понимания я включила в работу отдельный раздел «понятие психодиагностики и психодиагностических методик», которые, как я надеялась, смогут раскрыть суть функций психодиагностики. В связи с вашим вопросом поясняю две функции психодиагностики: 1) научная, подразумевает под собой деятельность по конструированию психодиагностических методик, оценку их качества и практической полезности; 2) практическая, заключающаяся в применение психодиагностических методик, измерении, анализе и оценке индивидуальных особенностей человека, разделении людей на группы в связи с их особенностями. Также отвечаю на второй ваш вопрос. Да, процедуры психологический диагностики применяются и в других сферах деятельности, к примеру, в профориентационной деятельности старшеклассников и студентов, в наборе сотрудников в такие структуры как полиция, здравоохранение.
Уважаемая Анастасия, ваша работа очень заинтересовала меня, поэтому возникла пара вопросов, надеюсь на ваш ответ.
1) Какие результаты будут решающими для отбора, например, в легкоатлеты, по приведенному вами опроснику ЧХТ?
2) Что подразумевают под собой методики по определению выраженности педагогического мастерства? Если не трудно, то приведите, пожалуйста, пример какой-то одной методики и на основании ее поясните.
С уважением, Алимова Анастасия
Уважаемая Анастасия, спасибо за то, что уделили время на прочтение моей работы и задали довольно интересные вопросы к ней. Отвечаю на ваш первый вопрос. Сами опросники ЧХТ имеют 10 разделов, каждый из которых отвечает за определенный ряд сведений (о развитии сигнальных систем, о эмоциональной стабильности и т. д). Оценка производится по сумме положительных ответов, а для удобства статистической обработки результатов может применяться девятибалльная оценка. Во время оценки результатов бланкового теста ЧХТ при анализе раздела 9 (о искренности) при наличии пяти положительных ответов результаты опросника подвергаются сомнению, при наличии шести положительных ответов результаты проведенного опроса не принимают во внимание (относительно различных видов спорта, в особенности командных).
Под методиками выраженности педагогического мастерства понимается определение социальных способностей педагога, степени сформированности социальных умений (самодостаточность, доминантиность и т. д), эмоциональной устойчивости в процессе общения, уровня невербальной компетентности. Привести пример какой-нибудь методики выраженности педагогического мастерства довольно проблематично, поскольку все они состоят из большого количества вопросов (до 72 вопросов), на основе обработки ответов на которые и делаются выводы о выраженности педагогического мастерства.
Уважаемая Анастасия, благодарю за Ваши старания при написании данной работы!
Мне очень симпатизирует выбранная Вами тема, она кажется нестандартной и интересной. Хочется отметить то, что Вы очень грамотно определили временные рамки, из-за этого Ваш доклад получился ёмким и структурированным, никакой лишней информации, всё весьма понятно! После прочтения работы, мне захотелось подробнее рассмотреть некоторые методики, которые Вы указали в качестве примеров (н-р: карта личности К. К. Платонова и опросники ЧХТ, Айзека). Акцентирование внимания на профпригодности, на мой взгляд, является очень большим прорывом в развитии психологии, насколько это упростило выбор профессии, выработанные методики и процедуры профессионального психологического отбора способствовали реализации людей именно в тех профессиях, которые им подходят, используя такие методики можно в большей степени быть уверенным в компетентности техе или иных работников.
Я полностью уверена, что вы справились с поставленной задачей, Ваш доклад получился занимательным и понятным, думаю, что вернусь к его прочтению еще не раз.
Дальнейших успехов Вам!
С уважением, Чигирева Анна
Уважаемая Анна, благодарю вас за прочтение моей работы! Спасибо вам за положительную оценку моего доклада, мне очень приятно, что я смогла вызвать в вас интерес к дальнейшему изучению темы профессиональной психодиагностики, она действительна интересна и полезна для применения в жизни. Еще раз, спасибо!
Анастасия, большое спасибо за ваш доклад.
Было очень интересно и полезно разобраться в данной теме, поскольку нам, как студентам - психологам, предстоит пройти еще множество методик, а некоторым из нас в будущем придется поводить профессиональный отбор кандидатов ( к примеру, будущим работникам МЧС).
Не могли бы вы уточнить, кем из отечественных психологов разрабатывались тесты для профессионального отбора или проводились какие-либо иные мероприятия по определению профессионально значимых черт.
С уважением, Ветошкина Ульяна, клп
Уважаемая Ульяна, спасибо за ваш положительные отзыв на мою работу! Нам, как студентам психологам, действительно наиболее важно ознакомление с методиками профессионального психологического отбора для накопления опыта и знаний для успешной и эффективной работы в будущем. По вашей просьбе уточняю имена отечественных психологов, которые принимали непосредственное участие в разработке методик и тестов профессионально психологического отбора. К этим ученым относятся: Н. С. Пряжников, В. М. Блейхер, Л. Ф. Бурлачук, Личко, Иванов, В. В Столин, Шмелев, Мельников, Ямпольский, Залевский, Сенин, Романова, Анастази и др. Здесь перечислена лишь малая часть ученых, которые работали над разработкой профессиональных психодиагностических процедур и методик. Надеюсь, я смогла привести достаточное количество фамилий и ответила на ваш вопрос.
Комментарии
Анастасия, спасибо за столь
Анастасия, спасибо за столь важную и в то же время сложную тему доклада! Профотбор - важная сфера работы психологов, а потому ваша работа в его истории действительно актуальна.
Мне очень понравилась структура доклада, все пункты очень оправданы и последовательны, также порадовало раскрытие понятия психодиагностики. Тезисное содержание доступно раскрывает основные направления развития методик и процедур профессионального психологического отбора в России XX века.
Возникло несколько вопросов:
1. Были ли ещё какие-то подходы к пониманию психологической диагностики в то время?
2. Как вы считаете, есть ли какие-то ограничения для использования психологической диагностики в профессиях? А в отборе на какие профессии без психологической диагностики не обойтись? Единственное, пожалуй, не хватило изучения полноты взглядов, дискуссий, критики отечественных учёных-психологов по данной теме.
С уважением, Рябова Яна!
Уважаемая Яна, благодарю вас
Уважаемая Яна, благодарю вас за столь внимательное изучение моей работы, положительные отзывы о ней и интересные вопросы. Я действительно очень старалась построить текст своей работы структурировано для наиболее легкой обработки материала и рада, что это все-таки принесло свою пользу для читателя. Говоря о отсутствии углубленного изучения полноты взглядов, дискуссий, критики отечественных учёных-психологов по данной теме, могу заметить, что мне очень жаль, что не смогла предоставить вам столь интересной информации, однако это связано с тем, что были установлены количественные рамки на размер текста доклада, в которые я очень постаралась уложиться. Отвечаю на ваши вопросы. Существовали различные трактовки определения психологической диагностики, однако суть их была все той же, к примеру, в «Кратком психологическом словаре», 1985 г. дается следующее определение психодиагностики: «психодиагностика - это область психологии, разрабатывающая методы выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности». В учебном пособии «Психологическая диагностика» (Под редакцией К.М. Гуревича, Е.Е. Боршовой, Москва, 2000 г.) психодиагностика определена «как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека». Касательно второго вопроса, я не считаю, что существуют какие-либо ограничения для использования психологической диагностики в различных профессиях, потому как в любом виде деятельности не будет лишней обработка психологических показателей сотрудников, однако на практике, зачастую, психодиагностику не применяют для приема на рабочие профессии. Отвечая на ваш третий вопрос хочу заметить, что я привела в своей работе именно те сферы профессиональной деятельности, где, на мой взгляд, проведение психодиагностических процедур необходимо. Также могу добавить к списку профессии, подразумевающей под собой непосредственную работу с людьми, это полиция, медицина, психология, службы по работе в чрезвычайных ситуациях. Надеюсь я смогла подробно ответить на все ваши вопросы.
Спасибо большое за Ваш доклад
Спасибо большое за Ваш доклад. Тема действительно интересная и в то же время тяжелая для изучения. На мой взгляд, Вам удалось достаточно полно раскрыть тему Вашего исследования. Видно, что был проделан большой труд. Также Ваш текст очень хорошо структурирован, это позволяет легко в нем ориентироваться и понимать, о чем идет речь в данном разделе. У Вас очень хорошее описание применения и истории разработки, что полностью соответствует заявленной теме доклада. Единственное, мне не хватило описания функций психологической диагностики. Не могли бы Вы их пояснить? Также Вы описали применение диагностики в таких структурах, как военное дело, спорт и педагогика. А в каких-то еще структурах социальной и трудовой жизни она применяется?
Заранее благодарю Вас за ответы.
С уважением, Голубцова Валерия (КЛП)
Уважаемая Валерия, мне очень
Уважаемая Валерия, мне очень приятно, что вы прочли мой доклад и оставили столь лестные комментарии о нем. Я согласна с вами, что теме несомненна интересна, даже в настоящее время. Я сожалею, что вам не хватило описания функций психологической диагностики, но для их понимания я включила в работу отдельный раздел «понятие психодиагностики и психодиагностических методик», которые, как я надеялась, смогут раскрыть суть функций психодиагностики. В связи с вашим вопросом поясняю две функции психодиагностики: 1) научная, подразумевает под собой деятельность по конструированию психодиагностических методик, оценку их качества и практической полезности; 2) практическая, заключающаяся в применение психодиагностических методик, измерении, анализе и оценке индивидуальных особенностей человека, разделении людей на группы в связи с их особенностями. Также отвечаю на второй ваш вопрос. Да, процедуры психологический диагностики применяются и в других сферах деятельности, к примеру, в профориентационной деятельности старшеклассников и студентов, в наборе сотрудников в такие структуры как полиция, здравоохранение.
Уважаемая Анастасия, ваша
Уважаемая Анастасия, ваша работа очень заинтересовала меня, поэтому возникла пара вопросов, надеюсь на ваш ответ.
1) Какие результаты будут решающими для отбора, например, в легкоатлеты, по приведенному вами опроснику ЧХТ?
2) Что подразумевают под собой методики по определению выраженности педагогического мастерства? Если не трудно, то приведите, пожалуйста, пример какой-то одной методики и на основании ее поясните.
С уважением, Алимова Анастасия
Уважаемая Анастасия, спасибо
Уважаемая Анастасия, спасибо за то, что уделили время на прочтение моей работы и задали довольно интересные вопросы к ней. Отвечаю на ваш первый вопрос. Сами опросники ЧХТ имеют 10 разделов, каждый из которых отвечает за определенный ряд сведений (о развитии сигнальных систем, о эмоциональной стабильности и т. д). Оценка производится по сумме положительных ответов, а для удобства статистической обработки результатов может применяться девятибалльная оценка. Во время оценки результатов бланкового теста ЧХТ при анализе раздела 9 (о искренности) при наличии пяти положительных ответов результаты опросника подвергаются сомнению, при наличии шести положительных ответов результаты проведенного опроса не принимают во внимание (относительно различных видов спорта, в особенности командных).
Под методиками выраженности педагогического мастерства понимается определение социальных способностей педагога, степени сформированности социальных умений (самодостаточность, доминантиность и т. д), эмоциональной устойчивости в процессе общения, уровня невербальной компетентности. Привести пример какой-нибудь методики выраженности педагогического мастерства довольно проблематично, поскольку все они состоят из большого количества вопросов (до 72 вопросов), на основе обработки ответов на которые и делаются выводы о выраженности педагогического мастерства.
Уважаемая Анастасия,
Уважаемая Анастасия, благодарю за Ваши старания при написании данной работы!
Мне очень симпатизирует выбранная Вами тема, она кажется нестандартной и интересной. Хочется отметить то, что Вы очень грамотно определили временные рамки, из-за этого Ваш доклад получился ёмким и структурированным, никакой лишней информации, всё весьма понятно! После прочтения работы, мне захотелось подробнее рассмотреть некоторые методики, которые Вы указали в качестве примеров (н-р: карта личности К. К. Платонова и опросники ЧХТ, Айзека). Акцентирование внимания на профпригодности, на мой взгляд, является очень большим прорывом в развитии психологии, насколько это упростило выбор профессии, выработанные методики и процедуры профессионального психологического отбора способствовали реализации людей именно в тех профессиях, которые им подходят, используя такие методики можно в большей степени быть уверенным в компетентности техе или иных работников.
Я полностью уверена, что вы справились с поставленной задачей, Ваш доклад получился занимательным и понятным, думаю, что вернусь к его прочтению еще не раз.
Дальнейших успехов Вам!
С уважением, Чигирева Анна
Уважаемая Анна, благодарю вас
Уважаемая Анна, благодарю вас за прочтение моей работы! Спасибо вам за положительную оценку моего доклада, мне очень приятно, что я смогла вызвать в вас интерес к дальнейшему изучению темы профессиональной психодиагностики, она действительна интересна и полезна для применения в жизни. Еще раз, спасибо!
Анастасия, большое спасибо за
Анастасия, большое спасибо за ваш доклад.
Было очень интересно и полезно разобраться в данной теме, поскольку нам, как студентам - психологам, предстоит пройти еще множество методик, а некоторым из нас в будущем придется поводить профессиональный отбор кандидатов ( к примеру, будущим работникам МЧС).
Не могли бы вы уточнить, кем из отечественных психологов разрабатывались тесты для профессионального отбора или проводились какие-либо иные мероприятия по определению профессионально значимых черт.
С уважением, Ветошкина Ульяна, клп
Уважаемая Ульяна, спасибо за
Уважаемая Ульяна, спасибо за ваш положительные отзыв на мою работу! Нам, как студентам психологам, действительно наиболее важно ознакомление с методиками профессионального психологического отбора для накопления опыта и знаний для успешной и эффективной работы в будущем. По вашей просьбе уточняю имена отечественных психологов, которые принимали непосредственное участие в разработке методик и тестов профессионально психологического отбора. К этим ученым относятся: Н. С. Пряжников, В. М. Блейхер, Л. Ф. Бурлачук, Личко, Иванов, В. В Столин, Шмелев, Мельников, Ямпольский, Залевский, Сенин, Романова, Анастази и др. Здесь перечислена лишь малая часть ученых, которые работали над разработкой профессиональных психодиагностических процедур и методик. Надеюсь, я смогла привести достаточное количество фамилий и ответила на ваш вопрос.