Екатерина, спасибо за доклад. Выбранная вами тема очень интересна и актуальна. Ведь проблема сознания и сегодня остается неразрешенной.
На мой взгляд, вы хорошо поработали с литературой, и благодаря этому получился качественный и логически завершенный доклад.
Во время прочтения у меня появился вопрос. Почему Л.С. Выготский пользовался понятиями "раздражитель - рефлекс" и "стимул - реакция", которые являются ключевыми в рефлексологии и бихевиоризме, если он критиковал эти направления? Заранее благодарю за ответ.
С уважением, Кушева Екатерина(ПСХ).
Екатерина, спасибо большое за Ваши отзыв и вопрос.
Л.С. Выготский предлагает известную схему, главным звеном которой является стимул-средство. У человека, говорит он, в отличие от животного, есть орудия, которые он применяет. В процессе интериоризации орудия приобретают форму внутреннего знака. Возникает ситуация, когда человек, делающий что-то руками, в дальнейшем начинает осуществлять сходные операции психологически. Таким образом, образуется «рефлекс» человека. Именно эти проблемы рассматривает Выготский в «Истории развития высших психических функций».
Говоря о рефлексах, в своей работе "Психология развития человека" Л. С. Выготский пишет, что все в мире - рефлекс, но, продолжает он, чем же один рефлекс отличается от другого. Ведь это - совершенно разные проявления жизнедеятельности. И амеба реагирует на свет, и человек реагирует на роман Достоевского. Разве это - одно и то же? Разумеется, нет. Это - качественно разные реакции. Человеческий рефлекс - это совершенно другое. Человек, кроме условных и безусловных рефлексов - что демонстрирует его родство с животными - является носителем исторического, социального опыта и способности превращать свои образы в предметы, т.е. способности трудиться. Отсюда вывод, который делает Выготский: слово «рефлекс», распространенное на совершенно разные сферы, перестает что-либо объяснять. Оно уже не работает как научный термин. Но если вы начинаете при помощи этого слова объяснять весь мир, то вы ничего не объясните.
Спасибо за доклад, Екатерина! На мой взгляд, данная проблема очень интересная и достаточно актуальная, т.к. она является центральной в науках о человеке и привлекает внимание философов и психологов. Учение о сознании является основой решения многих теоретических вопросов и практических задач.
Считаю, что автор максимально подробно рассказал о данной проблеме, очень точно передал важные моменты развития идей о сознании. Доклад написан понятным, простым языком, не перегружен информацией. В конце прекрасный вывод, который логично заканчивает работу и ещё раз подчеркивает важные моменты.
Особых замечаний к докладу у меня нет, но можно было бы привести примеры исследований и результатов ученого по данной проблеме. На мой взгляд, есть незначительные погрешности в оформлении.
Но у меня есть несколько вопросов.
1. Как можно определить наличие сознания, и в какой момент зарождается сознание людей?
2. Какие исследования проводил Л.С. Выготский по данной проблеме? Какие были результаты?
3. Какие функции выполняет сознание?
Спасибо за Ваш доклад и Ваши будущие ответы!
С уважением, Падурий Анастасия (ПСХ)
Анастасия, благодарю за отзыв и вопросы.
1. Сознание развивалось у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становилось возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Кроме того, и в филогенезе, и в онтогенезе субъективным носителем человеческого сознания становится речь, которая вначале выступает как средство общения, а затем становится средством мышления.
2. Концепция Выготского о происхождении сознания.
а)Человек и природа
• при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений
субъекта со средой, т.е. человек действует на природу и видоизменяет ее
• существование механизмов изменения природы со стороны человека: создание орудий
труда, развитие материального производства
б) Человек и его собственная психика
• человек научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие
психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности
• человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью
орудий(психологических)
в) Генетические аспекты
• в процессе совместного труда происходило общение между его участниками с помощью
специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса
• первыми словами были слова-приказы, в процессе деятельности человек стал обращать
приказы на себя
Л.С. Выготский показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции, названные высшими психическими функциями, составляют высший уровень психики человека, обобщенно названный сознанием. Они формируются в ходе социального общения. Выготский писал, что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой. На протяжении своей жизни животные, видоизменяясь, приспосабливались к условиям среды. Человек, наоборот, действует на природу и видоизменяет ее посредством создания орудий труда, развитием материального производства
3. Отражательная. Сознание организует познавательные процессы.
Оценочная. Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.
Креативная. Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения: изобретательство, художественное творчество.
Рефлексивная. Разновидностью сознания является самосознание — процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д. «Рефлексия» — это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе, механизм взаимопонимания, осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует.
Преобразующая. Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению.
Времяобразующая. Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем. Этим сознание человека отличается от психики животных.
Здравствуйте, Екатерина!
Соглашусь с выше отозвавшимися, действительно, доклад достойный. В нем есть четкая структура, отображен взгляд Л.С. Выготского на ведущие в то время направления науки - бихевиоризм и рефлексологию, а также заметно, что Лев Семенович сделал многое для возвращения к сознанию, как предмету психологии.
Особенно приятно, что Вы обозначили то, каким видит сознание Лев Семенович и какие свойства ему приписывает.
Единственное, хотелось бы уточнить Ваше мнение, почему же такой видный ученый как Л.С. Выготский, будучи классиком отечественной психологии, не смог заручиться должной поддержкой своих коллег-современников, при создании "новой" психологии?
Заранее спасибо Вам за ответ!
Майрануш, благодарю Вас за отзыв и заданный вопрос!
К сожалению, во времена развития Льва Семеновича Выготского как психолога возникли репрессии после революции 1917 года.
Ученый подвергался травле, его обвиняли в отходе от марксистских взглядов, в идеологических «извращениях», в подмене истинной науки, стоящей на «коммунистических» позициях. Публиковались многочисленные статьи и фельетоны, обвиняющие Выготского во всевозможных научных «отклонениях». Поэтому никто не поддерживал ученого в его деятельности.
Добрый вечер,Екатерина!
Доклад очень интерестный и познавательный! Спасибо за такую возможность проникнуть в эту тему.
Мнение Л.С.Выготского о сознании мы прочли и поняли, интересно узнать ваше мнение об этом. Что вы скажите о сознании в трудах? Быть может даже в написании своего доклада. Сколько времени у вас ушло на написание доклада?
Спасибо за ответ, заранее!
Эльмира, спасибо за вопрос!
Если я правильно Вас поняла, в моем понимании, сознание- это высшая форма отражения объективной действительности, продукт развития психики, способность осознания себя и окружающего мира.
На написание доклада у меня ушло почти все отведенное на это время.
Здравствуйте, Екатерина, было очень интересно прочесть ваш доклад. вы очень лаконично осветили проблемы, поднимаеимые Л.С. Выготским. Я согласен с его мнением о том, что "человек - это не просто кожаный мешок с рефлексами", что нельзя изучать психику, не застрагивая при этом сознание. Благодарю вас также за хорошие цитаты, они помогают наиболее точно донести информацию до читателя, избегая игры в "глухой телефон". Ваша работа заставила меня задуматься о параллелях зарубежной и отечественной психологии. Кстати, было весьма интересно наблюдать переплетения жизненных путей различных, уже известных нам, учёных, это помогает многое понять. Явных минусов в вашей работе я не уличил, в любом случае, если здесь и есть какие-то недостатки, то это лишь от недостатка опытом, который, как нам всем известно, приходит со временем. Я желаю вам дальнейших успехов и развития в этом нелёгком и очень интересном деле. Напоследок задам вам вопрос: можем ли мы назвать Л.С. Выготского первым, кто заговорил о феномене бессознательного в отечественной психологии, или же до него эта тема уже затрагивалась. Заранее благодарю Вас за ответ.
С уважением,
Радченко Лев
Спасибо большое за Ваши отзыв и вопрос, Лев!
Первым о бессознательном в отечественной психологии заговорил Д. Н. Узнадзе. Проблема бессознательного разрабатывалась в связи с теорией установки этого ученого. Узнадзе считает установку основным регулятивным механизмом поведения человека, определяя его направленность и избирательную активность.
Комментарии
Екатерина, спасибо за доклад.
Екатерина, спасибо за доклад. Выбранная вами тема очень интересна и актуальна. Ведь проблема сознания и сегодня остается неразрешенной.
На мой взгляд, вы хорошо поработали с литературой, и благодаря этому получился качественный и логически завершенный доклад.
Во время прочтения у меня появился вопрос. Почему Л.С. Выготский пользовался понятиями "раздражитель - рефлекс" и "стимул - реакция", которые являются ключевыми в рефлексологии и бихевиоризме, если он критиковал эти направления? Заранее благодарю за ответ.
С уважением, Кушева Екатерина(ПСХ).
Екатерина, спасибо большое за
Екатерина, спасибо большое за Ваши отзыв и вопрос.
Л.С. Выготский предлагает известную схему, главным звеном которой является стимул-средство. У человека, говорит он, в отличие от животного, есть орудия, которые он применяет. В процессе интериоризации орудия приобретают форму внутреннего знака. Возникает ситуация, когда человек, делающий что-то руками, в дальнейшем начинает осуществлять сходные операции психологически. Таким образом, образуется «рефлекс» человека. Именно эти проблемы рассматривает Выготский в «Истории развития высших психических функций».
Говоря о рефлексах, в своей работе "Психология развития человека" Л. С. Выготский пишет, что все в мире - рефлекс, но, продолжает он, чем же один рефлекс отличается от другого. Ведь это - совершенно разные проявления жизнедеятельности. И амеба реагирует на свет, и человек реагирует на роман Достоевского. Разве это - одно и то же? Разумеется, нет. Это - качественно разные реакции. Человеческий рефлекс - это совершенно другое. Человек, кроме условных и безусловных рефлексов - что демонстрирует его родство с животными - является носителем исторического, социального опыта и способности превращать свои образы в предметы, т.е. способности трудиться. Отсюда вывод, который делает Выготский: слово «рефлекс», распространенное на совершенно разные сферы, перестает что-либо объяснять. Оно уже не работает как научный термин. Но если вы начинаете при помощи этого слова объяснять весь мир, то вы ничего не объясните.
Екатерина, благодарю за ответ
Екатерина, благодарю за ответ!
С уважением, Кушева Екатерина.
Спасибо за доклад, Екатерина!
Спасибо за доклад, Екатерина! На мой взгляд, данная проблема очень интересная и достаточно актуальная, т.к. она является центральной в науках о человеке и привлекает внимание философов и психологов. Учение о сознании является основой решения многих теоретических вопросов и практических задач.
Считаю, что автор максимально подробно рассказал о данной проблеме, очень точно передал важные моменты развития идей о сознании. Доклад написан понятным, простым языком, не перегружен информацией. В конце прекрасный вывод, который логично заканчивает работу и ещё раз подчеркивает важные моменты.
Особых замечаний к докладу у меня нет, но можно было бы привести примеры исследований и результатов ученого по данной проблеме. На мой взгляд, есть незначительные погрешности в оформлении.
Но у меня есть несколько вопросов.
1. Как можно определить наличие сознания, и в какой момент зарождается сознание людей?
2. Какие исследования проводил Л.С. Выготский по данной проблеме? Какие были результаты?
3. Какие функции выполняет сознание?
Спасибо за Ваш доклад и Ваши будущие ответы!
С уважением, Падурий Анастасия (ПСХ)
Анастасия, благодарю за отзыв
Анастасия, благодарю за отзыв и вопросы.
1. Сознание развивалось у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становилось возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Кроме того, и в филогенезе, и в онтогенезе субъективным носителем человеческого сознания становится речь, которая вначале выступает как средство общения, а затем становится средством мышления.
2. Концепция Выготского о происхождении сознания.
а)Человек и природа
• при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений
субъекта со средой, т.е. человек действует на природу и видоизменяет ее
• существование механизмов изменения природы со стороны человека: создание орудий
труда, развитие материального производства
б) Человек и его собственная психика
• человек научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие
психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности
• человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью
орудий(психологических)
в) Генетические аспекты
• в процессе совместного труда происходило общение между его участниками с помощью
специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса
• первыми словами были слова-приказы, в процессе деятельности человек стал обращать
приказы на себя
Л.С. Выготский показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции, названные высшими психическими функциями, составляют высший уровень психики человека, обобщенно названный сознанием. Они формируются в ходе социального общения. Выготский писал, что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой. На протяжении своей жизни животные, видоизменяясь, приспосабливались к условиям среды. Человек, наоборот, действует на природу и видоизменяет ее посредством создания орудий труда, развитием материального производства
3. Отражательная. Сознание организует познавательные процессы.
Оценочная. Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.
Креативная. Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения: изобретательство, художественное творчество.
Рефлексивная. Разновидностью сознания является самосознание — процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д. «Рефлексия» — это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе, механизм взаимопонимания, осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует.
Преобразующая. Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению.
Времяобразующая. Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем. Этим сознание человека отличается от психики животных.
Здравствуйте, Екатерина!
Здравствуйте, Екатерина!
Соглашусь с выше отозвавшимися, действительно, доклад достойный. В нем есть четкая структура, отображен взгляд Л.С. Выготского на ведущие в то время направления науки - бихевиоризм и рефлексологию, а также заметно, что Лев Семенович сделал многое для возвращения к сознанию, как предмету психологии.
Особенно приятно, что Вы обозначили то, каким видит сознание Лев Семенович и какие свойства ему приписывает.
Единственное, хотелось бы уточнить Ваше мнение, почему же такой видный ученый как Л.С. Выготский, будучи классиком отечественной психологии, не смог заручиться должной поддержкой своих коллег-современников, при создании "новой" психологии?
Заранее спасибо Вам за ответ!
Майрануш, благодарю Вас за
Майрануш, благодарю Вас за отзыв и заданный вопрос!
К сожалению, во времена развития Льва Семеновича Выготского как психолога возникли репрессии после революции 1917 года.
Ученый подвергался травле, его обвиняли в отходе от марксистских взглядов, в идеологических «извращениях», в подмене истинной науки, стоящей на «коммунистических» позициях. Публиковались многочисленные статьи и фельетоны, обвиняющие Выготского во всевозможных научных «отклонениях». Поэтому никто не поддерживал ученого в его деятельности.
Добрый вечер,Екатерина!
Добрый вечер,Екатерина!
Доклад очень интерестный и познавательный! Спасибо за такую возможность проникнуть в эту тему.
Мнение Л.С.Выготского о сознании мы прочли и поняли, интересно узнать ваше мнение об этом. Что вы скажите о сознании в трудах? Быть может даже в написании своего доклада. Сколько времени у вас ушло на написание доклада?
Спасибо за ответ, заранее!
Эльмира, спасибо за вопрос!
Эльмира, спасибо за вопрос!
Если я правильно Вас поняла, в моем понимании, сознание- это высшая форма отражения объективной действительности, продукт развития психики, способность осознания себя и окружающего мира.
На написание доклада у меня ушло почти все отведенное на это время.
Здравствуйте, Екатерина, было
Здравствуйте, Екатерина, было очень интересно прочесть ваш доклад. вы очень лаконично осветили проблемы, поднимаеимые Л.С. Выготским. Я согласен с его мнением о том, что "человек - это не просто кожаный мешок с рефлексами", что нельзя изучать психику, не застрагивая при этом сознание. Благодарю вас также за хорошие цитаты, они помогают наиболее точно донести информацию до читателя, избегая игры в "глухой телефон". Ваша работа заставила меня задуматься о параллелях зарубежной и отечественной психологии. Кстати, было весьма интересно наблюдать переплетения жизненных путей различных, уже известных нам, учёных, это помогает многое понять. Явных минусов в вашей работе я не уличил, в любом случае, если здесь и есть какие-то недостатки, то это лишь от недостатка опытом, который, как нам всем известно, приходит со временем. Я желаю вам дальнейших успехов и развития в этом нелёгком и очень интересном деле. Напоследок задам вам вопрос: можем ли мы назвать Л.С. Выготского первым, кто заговорил о феномене бессознательного в отечественной психологии, или же до него эта тема уже затрагивалась. Заранее благодарю Вас за ответ.
С уважением,
Радченко Лев
Спасибо большое за Ваши отзыв
Спасибо большое за Ваши отзыв и вопрос, Лев!
Первым о бессознательном в отечественной психологии заговорил Д. Н. Узнадзе. Проблема бессознательного разрабатывалась в связи с теорией установки этого ученого. Узнадзе считает установку основным регулятивным механизмом поведения человека, определяя его направленность и избирательную активность.